Меню

В настоящее время, речь или речевое развитие человека представляет собой важнейший критерий, который имеет огромное значение в жизнедеятельности. Развитие речи приобретает все большую актуальность в нашем обществе. Данная специфическая особенность обусловлена тем, что речь является одним из самых мощных факторов и стимулов в развитии ребенка.

Проведенный анализ позволяет установить то, что в последние несколько лет, в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями [1, C. 57]. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте, их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

Комплексный анализ современной научной и учебной литературы позволяет сделать вывод о том, что под категорией «речь» понимается важнейший инструмент общения в условиях современной общественной системы. С развитием речи у ребенка связано формирование личности в целом, развитие основных психических процессов. От богатства словарного запаса, умения выбрать лучшее и точное слово зависит ясность и точность мышления. При недостаточно развитой речи дошкольника, а тем более при каких-либо пусть и не ярко выраженных проблемах возникают трудности в школьном возрасте с освоением процессов чтения и письма [2, C. 69].

Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Оказывается, если внимательно посмотреть снимок головного мозга, то становится ясно, что речевая область находится рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Необходимо отметить то, что приблизительно 30 процентов всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти рук, расположенная близко от речевой зоны.

Вопросом взаимосвязи мелкой моторики рук и уровнем сформированности речи занимались многие ученые. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции речи высшей нервной деятельности. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит развитию речи. Известный исследователь детской речи Мира Михайловна Кольцова отмечала, что кисть руки нужно рассматривать как орган речи. Если движение пальцев рук соответствуют возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы [3, C. 102].

В условиях современной общественной системы, при работе по развитию мелкой моторики, как оптимального средства, оказывающего влияние на речевое развитие ребенка дошкольного возраста, необходимо следовать определенным правилам:

1) упражнения должны проводиться регулярно, в строгом соответствии с различными индивидуальными особенностями ребенка, возрастом, возможностями;

2) упражнения, которые предлагаются ребенку, должно быть заранее подготовлены педагогом дошкольного образовательного учреждения (например, отрепетированы движения либо выучен текст);

3) начинать обучение необходимо с более лёгких упражнений, и по ходу их освоения вводить более сложные;

4) необходимо организовать эффективное чередование как новых, так и старых игр и упражнений;

5) следует внимательно следить за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно;

6) задания должны выполняться в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками вместе;

7) указания должны быть спокойными, доброжелательными, а также точными;

8) необходимо выполнять разнообразные определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и проговариванием ребенком) стихотворения;

9) следует проводить занятия эмоционально, активно, для подкрепления интереса ребенка;

10) нельзя забывать о том, что в процессе обучения требуется хвалить ребенка за успехи [4, C. 98].

Приведем примеры рекомендуемых заданий и упражнений для развития мелкой моторики рук, обеспечивающей развитие речевой составляющей в личности ребенка дошкольного возраста:

1) рисование кистью, карандашами, пальцами, ладошкой, раскрашивание картинок;

2) изготовление поделок из бумаги, например, выполнение салфеточной аппликации;

3) застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков, а также завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке;

4) нанизывание на леску пуговиц, бусинок, макарон, сушек, бисера и выкладывание фигур, создание картин с помощью этих материалов;

5) игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

Таким образом, подводя окончательный итог, стоит отметить то, что мелкая моторика представляет собой одно из ключевых и наиболее значимых средств формирования эффективного речевого развития ребенка дошкольного возраста. Использование рассматриваемых упражнений способствует формированию у детей навыков взаимодействия, и, как следствие, оказывает положительное влияние на формирование всего образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении или организации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика : учебное пособие для вузов / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 218 с.
  2. Ежкова, Н. С. Дошкольная педагогика : учебное пособие для вузов / Н. С. Ежкова. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 183 с.
  3. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика : учебник для вузов / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова ; под общей редакцией Н. В. Микляевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 411 с.
  4. Смирнова, Е. О. Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания : учебное пособие для вузов / Е. О. Смирнова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 121 с.
© 2024. Логопед-дефектолог Елена Платонова