Меню

В условиях современной общественной системы, активное развитие познавательных способностей представляет собой ключевую «линию» умственного развития детей дошкольного возраста. Стоит отметить то, что в дошкольном возрасте, процесс умственного развития идет достаточно бурно, а с взрослением ребенка, постоянно замедляется, а следовательно, очень важно использовать практически все потенциальные возможности рассматриваемого возрастного периода для обеспечения развития познавательных способностей у ребенка, которые, в будущем, окажут положительное влияние на стабильность развития личности ребенка.

Важнейший этап в развитии мышления связан с овладением ребенком речью, на основе игровых форм обучения. Необходимо отметить то, что в процессе действий с предметами, у детей появляется определенный побудительный мотив для собственных высказываний, в частности: фиксация выполненного задания или представление умозаключений. Словесное обобщение собственных действий фактически ведет к возникновению, а также совершенствованию полноценных образов и оперированию ими в мыслительном плане. Стоит сказать о том, что именно на этой основе фактически формируются образы представления, которые становятся более динамичными и гибкими.

Обучение на основе игровых форм, направленное на активное развитие мышления у детей дошкольного возраста, оказывает серьезное влияние на следующие факторы речевого развития, в частности:

- способствует запоминанию различных слов;

- оказывает положительное влияние на формирование основных речевых функций (например, познавательной, фиксирующей, планирующей и многих иных).

Важным отличительным фактором является то, что выработанное в процессе учебных занятий стремление фиксировать выделенные, а также осознанные закономерности в слове, фактически ведет к развитию активного поиска детьми способов словесного выражения, а также к использованию всех ключевых речевых возможностей.

В настоящее время, на основе игровых форм обучения, формируются три основных вида мышления у ребенка дошкольного возраста:

- наглядно-действенное мышление – это мышление, в соответствии с которым, познание осуществляется с использованием манипулирования разнообразными предметами;

- наглядно-образное мышление представляет собой форму мышления, согласно которой познание осуществляется с помощью представлений определенных явлений или предметов;

- словесно-логическое мышление – это мышление, в соответствии с которым, познание осуществляется с использованием таких способов, как «слова», «рассуждения», «понятия» и т.п.

Наглядно-действенная форма представляет собой вид мышления, который особенно интенсивно развивается у детей в возрасте 3-4 лет. Именно в этом возрасте, ребенок фактически постигает основные свойства различных предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать практические задачи. На основании наглядно-действенной формы мышления фактически формируется более сложная форма мышления, которая называется «наглядно-образным» мышлением.

Стоит отметить то, что наглядно-образное мышление характеризуется исключительно тем, что дети уже имеют возможность успешного решения разнообразных игровых задач на основе представлений, без активного использования практических действий. Все это позволяет детям, к примеру, развивать навыки, связанные с использованием разнообразных схематических изображений либо успешным подсчетом в уме.

Примерно к семилетнему возрасту у детей начинается более интенсивное формирование словесного, а также логического мышления, которое связано с использованием, а также успешным преобразованием разнообразных понятий (при этом, необходимо помнить о том, что данная форма мышления не является ведущей в детей дошкольного возраста).

В настоящее время, практически все основные виды мышления ребенка дошкольного возраста тесным образом взаимосвязаны друг с другом, а при решении разнообразных задач, словесные рассуждения опираются на яркие образы, при этом, решение даже самой простой задач требует активного использования разнообразных словесных обобщений.

Необходимо отметить то, что различные игры, чтение, общение, а также иные виды деятельности, которыми занимается ребенок дошкольного возраста, позволяют ему обеспечить успешное развитие разнообразных мыслительных операций, которые оказывают положительное влияние на стабильность личности детей. Как правило, данные виды деятельности, позволяют обеспечить развитие следующих мыслительных операций: обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать, а также многих иных.

В настоящее время, для обеспечения эффективного развития мышления у ребенка, можно использовать следующие основные виды игр:

- игра «Угадай по описанию» представляет собой игру, в соответствии с которой, взрослый предлагает ребенку угадать предмет, описание которого он дает (например, домашнее или дикое животное, игрушка, а также овощи). При использовании данного вида игры необходимо помнить о том, что если ребенок испытывает определенные затруднения с ответом на поставленные вопросы, то взрослый раскладывает перед ним картинки с различными видами предметов, а также оказывает помощь в выборе загаданного предмета;

- игра «Кто кем будет?» – это игра, в соответствии с правилами которой, ведущим показываются или называются предметы, а также явления, а ребенок должен отвечать на поставленный вопрос, связанный с тем, как они изменяться или кем будут (например, кем или чем будет: цыпленок, мука, гусеница, яйцо, бабочка и т.п.). Согласно правилам данной игры, может существовать несколько ответов на один вопрос, при этом, взрослый должен поощрять ребенка за то, что он дал несколько правильных ответов на поставленный вопрос;

- игра «Разложи по порядку» представляет собой игру, в соответствии с которой, используются готовые серии сюжетных и последовательных картинок, которые даются детям, при этом, их просят их внимательно рассмотреть. Как правило, взрослые объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания события, а в заключении ребенок должен составить рассказ по представленным картинкам.

Таким образом, активное использование разнообразных игр способствует рациональному формированию игровой формы мышления, которая оказывает положительное влияние на стабильное развитие личности ребенка в условиях современной общественной системы в целом. Необходимо отметить то, что родители и педагогические работники должны эффективно взаимодействовать друг с другом, что, в конечном итоге, позволяет сформировать оптимальные навыки игрового мышления у ребенка, а следовательно, способствовать достижению им высоких успехов в учебной деятельности.

© 2022. Логопед-дефектолог Елена Платонова

Яндекс.Метрика   Top.Mail.Ru