Играем с пальчиками – развиваем речь
- Категория: Мои рекомендации
- Просмотров: 1024
Жизнь практически любого ребенка в современном обществе представляет собой своеобразную игру, в которой он успешно познает мир, развивается, учится и растет. Одним из оптимальных методов интеллектуального и речевого развития ребенка является пальчиковая гимнастика или игры с пальчиками, которые играют важную роль для ребенка с самого его рождения. Родители должны помнить о том, что ребенку требуется ласковое отношение со стороны взрослых и их присутствие, поскольку они вызывают у него огромное количество положительных эмоций.
Выполняя пальчиками разнообразные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает положительное влияние на развитие речи, поскольку при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах головного мозга. Родителям необходимо помнить о том, что с развитием двигательных навыков очень тесным образом связано звукопроизношение и автоматизация звуков, что в конечном итоге позволяет сформировать интонацию, выразительность голоса, а также пластику, точность, а также координацию, как общей, так и мелкой моторики.
Пальчиковая гимнастика или игры с пальчиками используются практически на всех видах деятельности детей, а также в процессе выполнения утренней гимнастики. Работа, связанная с активным развитием мелкой моторики должна проводиться на регулярной основе, что приведет к возникновению максимального эффекта в вопросе речевого развития ребенка.
Как отмечают многие современные педагоги, движения пальцев рук оказывает положительное влияние на успешное становление, а также развитие детской речи в общества.
Для эффективного развития речевых особенностей ребенка, родители могут использовать следующие основные виды игр с пальчиками:
1. игры-манипуляции – это специальные упражнения, которые могут выполняться ребенком самостоятельно либо с помощью взрослых. Активное использование игр-манипуляций позволяет эффективно развивать воображение, поскольку в каждом пальчике дети видят определенный образ. В качестве примера игр-манипуляций можно предложить игру «Посчитаем», которая выполняется следующим образом:
Поднять кисть руки вверх, широко раздвинуть пальцы.
Раз- два – три - четыре-пять!
Будем пальчики считать –
Крепкие, дружные.
Все такие нужные… (ребенок должен поочередно сгибать свои пальцы в кулак, при этом, необходимо начать с «большого» пальца).
2. сюжетно-пальчиковые упражнения представляют собой группу пальчиковых игр, в которую входят упражнения, позволяющие детям успешно изображать и называть предметы мебели, транспорта, птиц, насекомых, деревья и т.п. В качестве примера сюжетно-пальчиковых упражнений, способствующих развитию речи, можно привести:
- игра «Пальчики здороваются» - это упражнение, в соответствии с которым подушечки пальцев ребенка соприкасаются с большим пальцем левой или правой руки, а также обеих рук одновременно;
- игра «Замок» представляет собой упражнение, в соответствии с которым ребенок соединяет пальцы в замок и разъединяет их;
3. пальчиковые кинезиологические упражнения представляют собой упражнения, с помощь которых компенсируется работа левого полушария головного мозга ребенка. Успешное выполнение данных упражнений требует от ребенка высокой сосредоточенности, а также внимания. В качестве примера рассматриваемого упражнения можно привести игру «Колечко», согласно которой, ребенок должен поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и другие пальцы обеих рук.
Можно выделить следующие основные рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребенком:
- взрослый должен знать текст, а также правила используемого упражнения;
- все упражнения должны выполнять ребенком в медленном темпе: сначала правой рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем левой рукой, а потом обеими руками одновременно;
- взрослые люди должны демонстрировать собственную увлеченность игрой;
- каждая игра с пальчиками имеет собственное название, как правило, длится несколько минут, при этом, повторяется 2-3 раза в течение одного дня (родителям необходимо помнить о том, что любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях, а следовательно, необходимо ежедневно заниматься с ребенком);
- нельзя ставить перед ребенком несколько достаточно сложных задач одновременно, поскольку объем детского внимания ограничен, а следовательно, невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре. Родители должны выбрать 2-3 оптимальных упражнения и постепенно заменять их новыми играми. При повторных проведениях игры, как правило, дети начинают частично произносить текст, что в конечном итоге, оказывает положительное влияние на развитие речи ребенка.
Таким образом, подводя итог, стоит отметить то, что пальчиковые игры оказывают положительное влияние на развитие речевых и интеллектуальных способностей ребенка. Их успешное использование позволяет сформировать подготовленного ребенка, который сможет успешно выполнять все поставленные задачи.