Меню

Профилактика представляет собой комплекс разнообразных мероприятий, основной задачей которых является предупреждение возникновения речевых нарушений либо устранение основных факторов риска.

Благодаря эффективной программе профилактики речевых нарушений и стимуляции речевого развития в условиях семьи, как правило, удается успешно предотвратить либо замедлить появление у детей разнообразных отклонений от общепринятой нормы.

Многие современные ученые отмечают то, что своевременная профилактика речевых нарушений у ребенка, как правило, тесно связана с предупреждением развития нервно-психических отклонений в состоянии здоровья. Стоит помнить о том, что профилактика обеспечивается выполнением комплекса мероприятий, которые включают следующие формы воздействия:

- лечебное воздействие;

- социальное воздействие;

- педагогическое воздействие.

Первичная профилактика речевых нарушений должна начинаться еще до момента рождения ребенка, благодаря созданию благоприятных условий жизнедеятельности для будущей матери.

Стоит помнить о том, что в современном обществе, здоровье детей зависит от разнообразных условий, которые связаны ключевым образом к экологией, а также оценкой ее воздействия на различные системы человеческого организма.

К биологическим факторам риска возникновения речевых нарушений у детей необходимо относить также и семейную отягощенность патологией речи, которая развивается у ребенка. Необходимо отметить то, что, как правило, речевые нарушения у ребенка не могут возникнуть на фоне полного здоровья в семье.

Стимуляция формирования речевой функции оказывает серьезное влияние на стабильное и рациональное развитие личности ребенка в современном обществе. Родители должны максимально содействовать тему, чтобы период овладения ребенком речевым моторным аппаратом, протекал успешно и максимально благоприятно.

В настоящее время, достаточно часто встречаются ситуации, связанные с тем, что родители пытаются по жестам и мимике угадать желания, которые испытывает ребенок и, данные действия, являются неверными, поскольку у детей не появляется необходимость в голосовых реакциях и произнесении определенных звуков, а также слов.

На успешное развитие речи, оказывают серьезное влияние следующие ключевые факторы:

- моторное развитие ребенка;

- дифференциация слухового восприятия;

- успешное развитие ориентировки в окружающем мире;

- формирование потребности в общении.

Как правило, оптимальным методом стимуляции речевого развития ребенка, является организация эффективной работы ребенка с различными картинками. В подобной ситуации, взрослый успешно стимулирует у детей развитие диалогической речи, поскольку ребенок имеет возможность отвечать на определенные вопросы, как с опорой на сюжетные картинки, так и на серии картинок, что, в конечном итоге, позволяет сформировать навыки по составлению рассказов.

Можно выделить несколько основных рекомендаций, которые должны придерживаться родители, для обеспечения успешного формирования у ребенка навыков речевого развития:

- при выполнении ребенком определенных заданий, родители должны давать только одно указание на каждую конкретную задачу;

- для обеспечения успешного развития речевых навыков, родители должны давать ребенку достаточный объем времени на ответ, прежде чем вмешиваться в ситуацию;

- в случае возникновения ситуации, в соответствии с которой ребенок не может ответить, родители должны сначала повторить задание, а после этого, оказывать ему физическую помощь в его выполнении;

- все задания для ребенка должны формулироваться родителями в простой и ясной форме;

- если ребенок правильно отвечает на определенный вопрос, то для обеспечения эффективного формирования навыков, родителей должен среагировать на данную ситуацию улыбкой, прикосновением либо разговором со своим ребенком, который позволяет успешно обсудить правильно выполненное задание;

- успешно моделировать нужное поведение во время определенного разговора либо игры с ребенком;

- все используемые в рамках определенного задания материалы и методы должны строго соответствовать возрасту ребенку;

- оптимальной методикой успешного формирования навыков, является подкрепление внимания ребенка, как во время, так и между выполнением определенных заданий;

- родители должны успешно менять выражение лица, а также интонацию при разговоре с ребенком.

- взрослые родители должны правильно произносить звуки родного языка;

- оптимальным методом, который помогает обеспечить успешное развитие личности ребенка, является использование родителями в своей речи литературного произношения, то есть полное выполнение всех орфоэпических норм;

- родители должны стремиться максимально правильно использовать основные средства интонации, которые позволяют сформировать навыки выразительности с учетом содержания того или иного высказывания;

- для обеспечения успешного формирования у ребенка навыков, родители, при общении с ребенком, должны пользоваться речью слегка замедленного темпа с умеренной громкостью голоса;

- родителям необходимо связно и в доступной форме рассказывать, а также успешно передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (в строгом соответствии с возрастом их ребенка).

При обучении речевым навыкам, родителям категорически запрещается использовать методы «запугивания», основанные на реальных либо мифических событиях. Необходимо помнить о том, что для успешного развития личности, необходимо максимально осторожно и последовательно вводить в сферу деятельности детей новые для него объекты, давая им соответствующие объяснения, позволяющие успешно сформировать речевые навыки.

Активное привлечение родителей к работе со своим ребенком – это основной и наиболее важный метод психотерапии. На сегодняшний день, многими учеными установлен следующий факт: родители могут успешно помогать своему ребенку в речевом и ином развитии, что, в конечном итоге, оказывает положительное влияние на стабильность личности ребенка и родителей в современном обществе.

Таким образом, подводя итог, стоит отметить то, что в современном обществе, серьезное влияние на развитие личности ребенка оказывает работа родителей по обучению ребенка. Необходимо отметить то, что при соответствующей подготовке эффективность работы родителей в качестве учителей может находиться на достаточно высоком уровне, а следовательно, оказывать положительное влияние, как на ребенка, так и на самих взрослых людей.

© 2022. Логопед-дефектолог Елена Платонова

Яндекс.Метрика   Top.Mail.Ru