Меню

Для того, чтобы разработать и применить методики, которые дадут не только положительные результаты в работе с деть РАС, но и использование которых приведет к получению максимально высоких результатов важно учесть все особенности, которыми обладают данные дети. И только в этом случае можно избрать наиболее оптимальные и эффективные средства работы с детьми РАС, которые в конце концов приведут к успеху.

И так, существует несколько ключевых особенностей, присущих в той или иной степени всем детям РАС и на наш взгляд необходимым и целесообразным является их рассмотрение.

  • Аутизм предполагает наличие спектра трудностей в установлении контакта, выражении эмоций, избегание взгляда, выражении собственных состояний ребенка и затрудненном понимании его окружающих людей. Так, можно наблюдать затруднения в установлении контакта даже с ближайшими родственниками, не говоря уже об остальных взрослых и сверстниках. Такой ребенок живет в своем собственном мире, и тщательно его охраняет от вторжения других. Он неохотно делиться своими впечатлениями, мыслями, чувствами. Он избегает также и всяческих тактильных контактов, а если таковые случайно возникают – он может испытать негативные эмоции и даже испугаться. Такой ребенок не восприимчив к знакомству с чужими людьми, да и вообще все новое для него является довольно большим стрессом.
  • Стереотипность поведения ребенка с РАС заключается, прежде всего, в том, что он стремиться сохранить постоянные условия жизни, всячески избежать восприятие чего–либо нового и расширения границ своего пространства, он панически боится любых перемен и новшеств, он защищает свою «зону комфорта» и предпринимает все, чтобы остаться в ней. У него преимущественно одни и те же интересы, однако, не исключено, что такая мононаправленность позволяет добиться значительных результатов в его деятельности.
  • У детей с РАС наблюдаются характерные нарушения речи и вообще задержка ее развития. Значительное нарушение коммуникативной функции речи присуще большинству детей с РАС, однако, даже если речевая функция достаточно развита, она практически не используется для коммуникации, ребенок избегает речевого взаимодействия и не использует жесты, мимику. Речь ребенка характеризуется фотографичностью, она обрывчатая и ребенок изъясняется отдельными словами, может путать местоимения и склонения.
  • Проявления РАС характеризуются тем, что в большинстве случаев они возникают в раннем возрасте.

В идеале, если у ребенка наблюдается РАС, то его должны наблюдать множество специалистов и оказывать помощь. Такие специалисты как:

  • врачи–педиатры
  • врачи–психоневрологи
  • обязательно он должен наблюдаться у психолога
  • у коррекционного педагога
  • социальные работники также должны посещать и обслуживать семью.

Работать специалисты с таким ребенком должны на протяжении долгих лет, причем согласовывая и координируя все свои действия друг с другом в обязательном порядке. Причем ключевым является то, что любой специалист, который предполагает работать с ребенком РАС, должен быть нацелен на долговременное ведение ребенка, так как в силу своих особенностей, контакт с ним налаживается долго и ребенок привыкает к одному человеку. А смена специалиста может сказаться до такой степени негативно, что все предыдущие положительные результаты, достигнутые ранее, могут оказаться напрасными и произойдут регрессные изменения.

Так, приведем некоторые рекомендации и методы обучения корректирующей работы с детьми РАС:

Коррекционно-педагогическая работа должна включать следующие направления:

  • ознакомление с окружающим миром и развитие речи;
  • формирование продуктивных видов деятельности;
  • формирование элементарных математических представлений;
  • обучение игре;
  • музыкальное воспитание;
  • физическое воспитание.

Занятия осуществлялись командой специалистов. При этом ребенок мог находиться в группе от одного до трех часов, в зависимости от эмоционального состояния и адаптированности к условиям группы. 

Работа по развитию речи у детей с тяжелыми РАС включала несколько основных этапов: установление эмоционального контакта, выбор стратегии речевого взаимодействия; выработка учебного стереотипа; установление зрительного контакта; выполнение речевых инструкций во время игры; выработка указательного жеста; имитация вербальных движений (имитация основных движений, имитация действий с предметами, имитация мелких и точных движений, имитация вербальных движений); выработка голосовых реакций и звукопроизношения. 

Занятия по формированию продуктивных видов деятельности (рисование, лепка) включали: работу по преодолению имеющейся у некоторых детей брезгливости к различным материалам (например, пластилину); обучение пользоваться различными материалами (кистью, красками, карандашами, глиной, тестом и др.); нетрадиционные техники изображения (рисование пальцами, рисование на песке и др.); обучение различным приемам и видам рисования и лепки. 

В работе по обучению рисованию детей с тяжелыми РАС придерживались следующих этапов: установление эмоционального контакта; выработка учебного стереотипа; привлечение интереса к процессу рисования; обучение рисованию округлых форм (совместное рисование с помощью приема «рука в руке», рисование с помощью шаблонов); введение сюжета. Работа по обучению лепке включала этапы: установление эмоционального контакта; привлечение интереса к процессу лепки; обучение основным приемам лепки; изготовление поделок с элементами декоративной лепки с использованием приемов «размазывание» и «вдавливание»; изготовление «пластилиновых картин», «пластилиновой страны»; создание игровых ситуаций с помощью пластилиновых предметов. 

В коррекционно-педагогической работе по формированию элементарных математических представлений у детей с расстройствами аутистического спектра следует постепенно пройти ряд этапов: установить эмоциональный контакт; выработать учебный стереотип; обучить различению геометрических форм (шар, куб) одинаковые по цвету и величине; обучить различать цвета геометрических форм (шар, куб) одинаковой величины; обучить различать геометрические формы (шар, куб) разного размера, но одинакового цвета; обучить различать геометрические формы (шар, куб) разного размера и разного цвета; обучить различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) одинаковые по цвету и величине; соотнесение геометрической формы и геометрической фигуры с реальным предметом. 

На занятиях по обучению игре следует придерживаться следующих этапов работы: установить эмоциональный контакт; выработать учебный стереотип; привлечь интерес к процессу игры; сформировать элементарные представления о ближайшем окружении; познакомить детей с функциональным назначением игрушек; сформировать целенаправленные предметноигровые действия. 

Детьми с аутизмом свой потенциал в социальном и творческом развитии может быть реализован, если им своевременно оказывается помощь – правильно и вовремя начато организованное обучение и воспитание, обеспечивающее общие и особые образовательные потребности.

Наиболее перспективная форма обучения ребенка РАС – обеспечение постепенной, индивидуально дозированной и специально поддержанной интеграции в группу детей, у которых отсутствуют коммуникационные проблемы, или же они выражены небольшой степенью. Для каждого конкретного ребенка следует избирать собственное образовательное направление и применять методику обучения с учетом его особенностей. К примеру, если ребенок вообще ни с кем не общался и не состоял в доверительных отношениях, а также если у такого ребенка наблюдается отражение ярко выраженного эмоционального дискомфорта и полевого поведения, с ним следует сначала проводить строго индивидуальные занятия. Затем по прошествии достаточно продолжительного временного отрезка, в течение которого ребенка подготовят к совместным занятиям, тогда и только тогда его можно включить в совместную группу.

Затем уже проведение совместных занятий с детьми с РАС дает определенный положительный эффект в виде развития коммуникационных навыков, речевых способностей, социальной адаптации и будет достигнуто общее психическое развитие. 

Так, можно подвести итоги, что правильно подобранная методика и ее своевременное применение будет способствовать наступлению значительного положительного эффекта в коррекционной и развивающей работы с детьми РАС: будет установлен эмоциональный контакт, передан социальный опыт и достигнут прогресс в социализации в целом, дети будут вовлечены в культуру. Подобного вида методы можно рассматривать в качестве одного из наиболее эффективного варианта по оказанию целенаправленной психолого–педагогической помощи.


Список источников:

  1. Никольская, О.С. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь / О.С. Никольская [и др.]. - М., 2003.
  2. Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р Баенская, М.М. Либлинг; ред. А.Г. Яковлев.- М.,          2005.
  3. Ихсанова, С.В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками. - СПб., 2011.
  4. Либлинг, М.М. Организационные модели дошкольного образования и воспитания детей с аутизмом // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 5.
  5. Павалаки И. Ф. Болгарова М. А. Проблемы воспитания и обучения детей с тяжелыми расстройствами аутического спектра// Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 1.
  6. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. / Е. А. Янушко. – 2010.
© 2024. Логопед-дефектолог Елена Платонова