Меню

Актуальность изучения данной темы обуславливается тем, что чистая, правильная речь – одно их важнейших условий нормального психического развития человека, в связи с этим в процессе обучения детей с нарушением речевой функции приоритетным является его целенаправленное комплексное сопровождение.

Основная цель данного заключатся в том, чтобы изучить основные аспекты взаимодействие педагога - дефектолога  с членами психолого-педагогического консилиума в ДОУ.

 Поставленные задачи представлены следующим списком:

  • изучить основные направления деятельности ПМП-консилиума;
  • ознакомиться с этапами работы психолого-медико-педагогического консилиума;
  • проанализировать организацию работы учителя-логопеда в рамках ПМП-консилиума;
  • сделать выводы относительно данного исследования.

 Для начала стоит отметить, что все более востребованным становится комплексное психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Наиболее успешно данную деятельность способен осуществить психолого- педагогический консилиум  (ППк). ППк координирует диагностическую, коррекционную деятельность специалистов разного профиля, взаимно обогащает знаниями каждого из участников сопровождения.

Психолого-педагогический консилиум (ППк) – это актуальная и практически значимая форма работы команды специалистов-единомышленников по сопровождению ребенка с ОВЗ в едином образовательном пространстве, предполагающая, в том числе, сетевое взаимодействие.

Основной целью ППк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого–педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательной организации и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.

Деятельность консилиума представлена следующими направлениями:

  • педагогическое направление деятельности;
  • психолого-педагогическое направление деятельности;
  • социально-педагогическое направление деятельности.

Работа консилиума по решению проблем отдельного ученика (воспитанника) складывается из четырех этапов.

1 Этап. Постановка проблемы. На этом этапе проводится сбор информации о ребенке, выдвигается психолого-педагогическая гипотеза относительно причин и характера проблемы.

2 Этап. Уточнение проблемы. На данном этапе всеми специалистами ППк осуществляется углубленная диагностика ребенка и анализ проблемы. Выявляется уровень актуального развития и дальнейших перспектив.

3 Этап. Работа над проблемой. На основании предоставленных документов назначается дата обсуждения проблем ребенка на ППк. По окончании обсуждения оформляется коллегиальное заключение, которое состоит из констатирующей и рекомендательной частей. Рекомендательная часть составляется с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.

Структура программы коррекционной работы включает:

1) цели и задачи коррекционной работы;

2) перечень и содержание индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих освоению дошкольниками с особыми образовательными потребностями основной образовательной программы;

3) система комплексного психолого-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающую комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения основной образовательной программы;

4) механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики учителей, специалистов.

5) планируемые результаты коррекционной работы.

4 Этап. Решение проблемы. На данном этапе проводится оценка эффективности коррекционно-развивающей деятельности. Данные итоговой диагностики также заносятся в индивидуальную карту развития ребенка.

Теперь давайте поговорим о том, как должен строиться процесс деятельности учителя-дефектолога на ППК по определению специальных условий образования.

Основная задача учителя-дефектолога на ППК - определить общую осведомленность, обученностъ и, соответственно, обучаемость ребенка. Будучи ограниченным во времени, учитель-дефектолог может предлагать ребенку задания не из всего арсенала диагностических материалов, а только те, которые могут подтвердить возникшие предположения, конкретизируя и уточняя их, а также, анализируя результаты обследования ребенка другими специалистами для решения собственных задач.

При подборе подходящего ребенку диагностического инструментария, учитель-дефектолог (как и все остальные специалисты) опирается на данные анамнеза и медицинские документы, жалобы родителей, сведения из психолого-педагогической характеристики, собственную первичную диагностическую гипотезу.

Учитель-дефектолог обязательно обращает внимание на соответствие возрасту внешнего вида ребенка, на характер его взаимодействия с предметами и людьми, на адекватность поведения во время нахождения ребенка в ППК и, естественно, в первую очередь на включение ребенка в ситуацию собственного обследования, целенаправленность его деятельности во время решения учебно-познавательных задач.

Оценить обучаемость ребёнка можно:

  • исходя из количества и качественных характеристик необходимой помощи со стороны взрослого;
  • исходя из предполагаемой многократности предшествующих повторений информации, которую учитель-дефектолог пытается получить от ребенка;
  • исходя из устойчивости сформированного экспериментально умения.

Условно можно выделить три уровня обучаемости:

  • достаточный уровень обучаемости;
  • недостаточный уровень обучаемости;
  • низкий уровень обучаемости.

В ходе обследования детей дошкольного возраста учитель-дефектолог определяет:

1. Соответствие качественных характеристик деятельности ребенка, его знаний, умений, навыков и представлений об окружающем "функциональной" (т.е. типичной для социокультурных условий, в которых обследуемый проживает) норме возраста.

2. Степень отставания в сформированности ЗУН и представлений в соответствии с усредненными возрастными показателями. Степень эта определяется условно, однако отставание более, чем на год уже может считаться существенным, а на два - выраженным. Явно патологическое (грубое) отставание предполагает, что у обследуемого отсутствуют знания, умения и навыки, которые должны были быть сформированы три и более года назад.

Учитель-дефектолог не должен подменять собой педагога-психолога. Поэтому нельзя считать целесообразным предъявление им сугубо психологических методик. В случае, когда обученность ребенка чрезвычайно низка или же у него сформировалось устойчиво негативное отношение к ситуациям учебного типа (вследствие чего он фактически отказывается сотрудничать), рекомендуется отдать приоритет в обследовании и оценке обучаемости педагогу-психологу, осознавая, тем не менее, что имеющиеся пробелы в сфере академической компетенции ребенка спонтанно восполниться не смогут.

Следует всегда помнить, что дети с различными формами и разной степенью выраженности НОДА имеют специфические особенности, которые оказывают влияние на когнитивное развитие, формирование учебных навыков и учебной деятельности. В процессе обследования важно создать для ребенка такие специальные условия, которые помогут нивелировать двигательные особенности и максимально оптимизировать сам процесс оценки психического развития.

К подобным условиям следует отнести:

  • специальное посадочное место, фиксирующее тело ребенка, с регулируемой подставкой для ног и столиком;
  • помощь взрослого, фиксирующего карандаш в руке

Следующая группа обследуемых в ППк, нуждающаяся в особом подходе - обучающиеся с расстройствами аутистического спектра (РАС). Следует учитывать, что обследование ребенка с РАС в связи с его особыми поведенческими и эмоциональными сложностями желательно проводить одному специалисту - тому, кто смог установить с ребенком контакт. Задания должны предлагаться ребенку таким образом, чтобы другие члены ППк могли оценить интересующие их сферы развития ребенка. При этом крайне важно учитывать психоэмоциональные особенности и потребности детей этой категории.

В заключении важно резюмировать тот факт, что в процессе обучения детей с нарушением речевой функции приоритетным является его целенаправленное комплексное сопровождение, в котором участвует целая команда профессионалов разного профиля. Иначе говоря, коррекционно – развивающая работа с детьми в специализированной группе многоаспектна, предполагает взаимодействие специалистов и носит комплексный характер.

Список использованной литературы

1. Особенности работы учителя-логопеда в структуре деятельности психолого-медико-педагогического консилиума // multiurok URL: https://multiurok.ru/files/osobennosti-raboty-uchitelia-logopeda-v-strukture.html (дата обращения: 08.05.2020).

2. Взаимодействие учителя-дефектолога и педагога-психолога в ДОУ // maam URL: https://www.maam.ru/detskijsad/vzaimodeistvie-uchitelja-defektologa-i-pedagoga-psihologa-v-dou.html (дата обращения: 08.05.2020).

3. Организация деятельности учителя-дефектолога на ПМПК по определению специальных условий образования // sudact URL: https://sudact.ru/law/pismo-minobrnauki-rossii-ot-23052016-n-vk-107407/prilozhenie/3/3.1/ (дата обращения: 08.05.2020).

 

© 2021. Логопед-дефектолог Елена Платонова

Яндекс.Метрика   Top.Mail.Ru