Меню

В условиях современного общества, речь представляет собой одну из важнейших и достаточно сложных высших психических функций человека, которая обеспечивается деятельностью головного мозга  [1, C. 83]. Разнообразные избирательные нарушения речевой системы, формирующие возникновение тяжелых нарушений речи у детей, как  правило, развиваются в связи с различными органическими поражениями головного мозга.

Под категорией «тяжелое нарушение речи» понимаются стойкие специфические отклонения в формировании разнообразных компонентов речевой системы (к примеру, звукопроизношения либо лексического, а  также грамматического строя речи), которые отмечаются у детей при  одновременном сохранении, как интеллектуальных способностей, так и слуха [2, C. 31].

К тяжелым нарушениям речи, возникающим у детей, относятся следующие аспекты:

1) алалия представляет собой тяжелое недоразвитие либо полное отсутствие у ребенка речи, которое вызвано наличие разнообразных органических поражений речевых центров, расположенных в головном мозге;

2) дизартрия – это форма тяжелого нарушения речи, которая связана с поражением у ребенка определенных двигательных отделов центральной нервной системы (как правило,  при дизартрии у детей наблюдаются нарушения, связанные с развитием произносительной стороны речи, а также просодия);

3) афазия представляет собой полную либо частичную утрату уже сформировавшейся у ребенка речи, которая вызвана локальным органическим поражением речевых зон головного мозга;

4) логоневроз либо заикание – это нарушение темпо-ритмической стороны речи ребенка, для которого характерно повторение определенных слов, слогов либо частичные запинки [3, C. 92].

5) общее недоразвитие речи (1 и 2 уровни речевого развития) - нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

6) ринололия – расстройства артикуляции и голосообразования, обусловленные дефектами строения и функционирования речевого аппарата.

Необходимо отметить то, что каждое из вышеуказанных нарушений может быть различной степени тяжести. В практической деятельности встречаются ситуации, когда расстройство речи настолько серьезное, что ребенок признается ограниченным в возможностях и ему устанавливается группа инвалидности.

Работа над устранением различных тяжелых нарушений речи у детей должна проводиться комплексно, то есть с привлечением нескольких специалистов. Как правило, в коррекционном процессе, принимают участие следующие специалисты: логопед; детский психолог; дефектолог; невролог; педиатр и терапевт.

Для каждого ребенка, страдающего тяжелыми нарушениями речи, разрабатывается индивидуальная коррекционная программа, которая учитывает конкретное расстройство, а также его специфические особенности [4, C. 2].

В состав основных компонентов комплексного метода  коррекции, тяжелых нарушений речи у ребенка, входят следующие аспекты:

1) благоприятная окружающая обстановка, а также хорошее отношение к ребенку (реализация данного аспекта позволяет отвлечь ребенка от мысли о том, что у него наблюдается выраженный дефект речи);

2) формирование оптимального режима дня, а также рационального питания, позволяющего развивать у ребенка принципы здорового образа жизни;

3) активное лечение возникающих проблем средствами современной медицины;

4) организация непосредственного логопедического воздействия на ребенка.

Проанализировав современную научную и учебную литературу, стоит отметить то, что, непосредственное логопедическое воздействие при осуществлении коррекции тяжелого нарушения речи у детей, включает в себя следующие аспекты:

1) обеспечение эффективной работы, направленной на нормализацию темпа, а также плавности речи;

2) активизация процесса общения ребенка с иными людьми в обществе;

3) нормализация психической деятельности детей;

4) нормализация речевой моторики, а также расслабление органов и артикуляции [2, C. 31].

Важное место при организации коррекционной работы для детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи, играют родители, которые не должны ограждать своего ребенка от общения со сверстниками, имеющих нормальную  речь. Многие современные ученые отмечают, что, родителям  необходимо поддерживать интерес ребенка к речевому общению, оказывая ему максимальную помощь в осуществлении данного стремления [1, C. 85].  

Таким образом, подводя окончательный итог, стоит отметить то, что, тяжелое нарушение речи у детей  представляет собой значимую проблему, решение которой осуществляется разнообразными средствами, основанными на использовании комплексного или системного подхода. По нашему мнению, при разработке метода коррекции необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, что, в конечном итоге, обеспечит эффективное выполнение поставленных целей и задач.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Барменкова, Т. Д. Обучение грамоте дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Т. Д. Барменкова, Г. Р. Шашкина // Педагогика. – 2022. – Т. 86, № 9. – С. 82-88.
  2. Бекташева, С. Р. Особенности психического нарушения детей с тяжелыми нарушениями речи / С. Р. Бекташева // Вопросы педагогики. – 2022. – № 3-2. – С. 29-32.
  3. Когтева, Н. Н. Организация тьюторского сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольной образовательной организации / Н. Н. Когтева // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в ВУЗе и школе. – 2022. – № 37. – С. 90-94.
  4. Салмина, А. Ю. Образовательная среда как стимулирующий фактор развития связной речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / А. Ю. Салмина // Образование и воспитание. – 2022. – № 3 (39). – С. 1-4.
© 2025. Логопед-дефектолог Елена Платонова