Метод Томатис: вопрос-ответ
- Категория: Работа с детьми с ОВЗ и инвалидностью
- Просмотров: 82

В условиях современного общественной системы, одним из важнейших обеспечивающих эффективное коррекционное развитие детей дошкольного возраста, имеющих различные отклонения в речевом развитии, является метод Томатис или Томатис-терапия.
Анализ современных информационных источников позволяет отметить то, что под категорией «метод Томатис» понимается метод аудиовокальной терапии, который был разработан французским врачом Альфредом Томатисом в середине XX века [4, c. 234]. Рассматриваемый метод основан на идее о том, что слух и голос тесно связаны с мозговой активностью и могут влиять на развитие когнитивных функций, эмоционального состояния и моторики.
Принято выделять несколько определенных принципов, на основе которых построен метод Томатис, в частности:
1) слуховое восприятие представляет собой принцип, согласно которому исследуемый метод предполагает использование специально обработанных звуков для тренировки слуха;
2) электронное ухо представляет собой принцип, согласно которому метод Томатис предполагает использование специального устройства, позволяющего изменять параметры звука в реальном времени;
3) воздействие на человеческий мозг представляет собой принцип, в соответствии с которым слуховые стимулы могут оказывать непосредственное воздействие на различные области мозга, фактически улучшая их функционирование;
4) персонализированный подход – это принцип, в соответствии с важнейшими особенностями которого, программа лечения подбирается индивидуально для каждого пациента в зависимости от его потребностей и целей [2, c. 109].
Как и иной любой метод, метод Томатис-терапии имеет определенные преимущества, а также недостатки, оценка которых должна осуществляться на основе комплексного подхода, позволяющего принять верное решение об его практическом использовании в основной деятельности. Так, в состав ключевых преимуществ рассматриваемого коррекционного метода можно отнести следующие аспекты:
1) индивидуальный подход, который обусловлен тем, что программы терапии разрабатываются с учетом конкретных нужд и важнейших специфических особенностей каждого человека, что делает лечение более персонализированным;
2) широкий спектр применений, поскольку метод используется для улучшения речевых навыков, концентрации внимания, координации движений, эмоциональной стабильности и других аспектов развития у детей, а также взрослых;
3) неинвазивность представляет собой преимущество, согласно которому рассматриваемый метод не требует приема медикаментов, что снижает риск побочных эффектов;
4) мультидисциплинарная поддержка – это важнейшее преимущество, в соответствии с которым метод Томатиса успешно сочетается с другими видами терапий, такими как логопедия, психотерапия или физическая реабилитация, что может усилить общий терапевтический эффект [1, c. 130].
Основными недостатками исследуемого метода являются следующие аспекты:
1) наличие противоречивых данных, характеризующих общий уровень эффективности практического применения рассматриваемого метода при коррекционной работе;
2) достаточно высокая стоимость необходимого оборудования для практической реализации метода;
3) эффект плацебо представляет собой недостаток, в соответствии с которым, часть положительного эффекта может объясняться самовнушением или ожиданиями пациентов, что фактически усложняет оценку реальной пользы метода;
4) риск повышенных ожиданий – это важнейший недостаток, заключающийся в том, что некоторые пациент считают, что метод Томатис является панацеей, хотя он не всегда приводит к ожидаемым результатам, что вызывает разочарование.
В целом, успешное сочетание основных преимуществ и недостатков метода Томатис позволяет принять верное решение об его практическом использовании в основной коррекционной деятельности. Все вышеуказанные аспекты позволяют улучшить общее качество подготовки детей, имеющих определенные нарушения в речевом развитии.
Метод Томатис как один из важнейших методов при организации коррекционной деятельности, применяется при различных состояниях, в частности:
1) нарушения речи и языка;
2) дефицит внимания и гиперактивность (СДВГ);
3) аутизм;
4) проблемы с обучением;
5) стресс и тревожные расстройства;
6) посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), а также в различных иных состояниях.
Ключевыми целями, которые преследует практическое использование метода Томатис при организации коррекционной деятельности для детей, находящихся в дошкольном возрасте, являются следующие важнейшие аспекты:
1) развитие речи;
2) развитие внимания;
3) развитие памяти;
4) развитие мышления;
5) развитие коммуникативных качеств;
6) развитие координации движений;
7) улучшение психоэмоционального состояния;
8) снижение заторможенности [3, c. 208].
В целом, успешная реализация ключевых целей, предполагающих практическое использование метода Томатис при организации коррекционной деятельности для детей, находящихся в дошкольном возрасте способствует их личностному развитию, а также успешному решению имеющихся проблемных недостатков.
Несмотря на то, что метод Томатис является одним из наиболее безопасных методов коррекционной работы, имеются определенные противопоказания в его практическом использовании, в состав которых относятся следующие аспекты:
1) наличие активных воспалительных процессов в ушах, которые могут усугубить состояние ребенка, в частности:
- острые воспаления среднего уха (отиты);
- хронические инфекции
2) хронические заболевания уха, в состав которых относятся следующие аспекты:
- перфорация барабанной перепонки;
- хронические заболевания внутреннего уха;
- нарушения вестибулярного аппарата;
3) тяжелые психические расстройства , находящиеся в острой фазе, в частности:
- шизофрения;
- биполярное расстройство;
4) эпилепсия, поскольку увеличивается риск возникновения приступа в ответ на сильные акустические раздражители;
5) аллергия на материалы наушников (достаточно редко встречающееся противопоказание);
6) индивидуальные особенности восприятия, которые обусловлен тем, что ребенок может испытывать определенный дискомфорт или тревогу при прослушивании звуков, используемых в методике.
Следует отметить то, что, как и при любой коррекционной деятельности, в процессе использования метода Томатис необходимо пройти консультацию с квалифицированными специалистами, которые позволят оценить наличие противопоказаний и выбрать наиболее оптимальный способ практического использования.
Процесс реализации метода Томатис как средства коррекционного развития детей дошкольного возраста, включает в себя ряд основных этапов, в частности:
1) первичная оценка и диагностика представляет собой этап в рамках которого проводится тщательная оценка текущего состояния пациента с целью сбора информации о проблемах и особенностях личности ребенка дошкольного возраста;
2) разработка индивидуального плана, с учетом важнейших потребностей и целей пациента;
3) начало терапии с использование специального оборудования, применяемого при реализации метода Томатис;
4) успешная реализация мониторинга процесса, который обеспечивает коррекцию программ и ее адаптации под имеющиеся текущие потребности и (или) задачи;
5) выполнение задач, связанных с корректировкой программы (рассматриваемый этап выполняется в том случае, если результаты промежуточных оценок показывают необходимость внесения определенных изменений);
6) завершающая оценка, а также завершение терапии представляет собой этап, в рамках которого проводится сравнительная оценка между достигнутыми показателями, а также критериями, которые были изначально запланированы (при формировании программы);
7) поддерживающая терапия – это этап, который реализуется для закрепления полученных результатов и предотвращения регресса (принятие решения о выполнении поддерживающей терапии осуществляется специалистом индивидуально с учетом особенностей ребенка дошкольного возраста) [5, c. 58].
В целом, все ключевые этапы реализации метода Томатис позволяют наиболее эффективно использовать потенциал рассматриваемой методики и добиться определенных улучшений в области речевого развития практически для каждого пациента.
Результаты практического использования метода Томатис необходимо оценивать на двух ключевых уровнях, в частности:
1) поверхностный уровень представляет собой уровень, в рамках которого основные результаты от использования метода появятся через несколько недель после начала тренировок, а следовательно, его можно применять в качестве динамической методики;
2) глубинный уровень – это уровень, в рамках которого происходит восстановление внутреннего равновесия индивидуума и, как следствие, изменение его личностной системы ценностей, что требует достаточно продолжительного интервала времени.
Конкретными положительными результатами от применения метода Томатис при организации коррекционной работы, являются следующие аспекты:
1) улучшение речевых навыков у ребенка дошкольного возраста, которое проявляется в следующем:
- увеличение словарного запаса;
- улучшение произношения и общей коммуникации;
2) повышение концентрации внимания, которое проявляется в определенных значимых особенностях, в частности:
- улучшение способности концентрироваться на задачах;
- снижение уровня гиперактивности;
3) успешное развитие социальных навыков у детей, имеющих определенные расстройства в речевом развитии;
4) снижение уровня тревоги и стресса, которое проявляется в следующих аспектах:
- улучшение сна;
- максимальное улучшение показателя, который характеризует общее самочувствие после прохождения терапии;
5) физическая координация в форме улучшения как крупной, так и мелкой моторики [3, c. 213].
Проведенный анализ позволяет отметить то, что в настоящее время, метод Томатис фактически гарантирует долгосрочные результаты, так как рассматриваемая программа способствует успешному решению следующих основных задач:
1) выработке и развитию условного рефлекса у детей дошкольного возраста;
2) успешному восстановлению равновесия [5, c. 61].
В целом, метод Томатис позволяет успешно достичь, ряд значимых результатов, которые способствуют улучшению коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, и, как следствие, улучшению их личностного развития в условия негативного воздействия совокупности разнообразных факторов внешней среды.
Таким образом, делая вывод, необходимо отметить то, что метод Томатис представляет собой один из важнейших методов коррекционной деятельности, обеспечивающий успешное решение детей, имеющих различные речевые нарушения. Рациональное практическое использование рассматриваемого метода должно основываться на применении системного подхода, которые позволяет рационально оценивать ключевые преимущества и недостатки метода и фактически внедрять их оптимальное сочетание в практическую деятельность.
Список использованной литературы
1. Авдулова, В. Е. Эффективность слуховой стимуляции с использованием метода Томатиса у детей с задержкой речевого развития / В. Е. Авдулова, С. А. Лалетин, В. В. Самолюк // Медицина завтрашнего дня. Материалы XXII научно-практической конференции студентов и молодых ученых с международным участием. Чита, 2023. - С. 129-130.
2. Кириллина, А. Е. Метод А. Томатиса как средство развития внимания у детей младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра / А. Е. Кириллина // Generation Ψ. Материалы IV Всероссийской научно-практической студенческой конференции. Новосибирск, 2023. - С. 109-110.
3. Криницына, Г. М. Использование метода «Томатис» в корекции тяжелых нарушений речи / Г. М. Криницына, Д. Н. Проскурякова // Фундаментальные и прикладные научные исследования в современном мире. Сборник научных статей по материалам II Международной научно-практической конференции. Уфа, 2023. - С. 207-215.
4. Проскурякова, Д. Н. Метод Альфреда Томатиса в коррекции тяжелых нарушений речи / Д. Н. Проскурякова // Экологическая безопасность, здоровье и образование. Сборник статей XVI Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. Челябинск, 2023. - С. 233-237.
5. Хайруллина, И. Р. Применение метода Томатиса в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития, расстройство аутистического спектра, обучающимися на дому (из опыта работы) / И. Р. Хайруллина // Педагогический талант - 2024. Сборник статей Международного профессионально-исследовательского конкурса. Петрозаводск, 2024. - С. 55-61.