Меню

Аннотация

Программа курса логопедической работы для детей с ОВЗ с 1 – 4 класс в общеобразовательных школах разработана с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах:

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса (приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»);

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования») п.19.7.;

Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Утверждена 04 февраля 2010 года, Пр-
271);

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

Пояснительная записка

Задачи обучения школьников родному языку определяются, прежде всего, той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством общения людей, познания окружающего мира. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие. У детей возникает потребность познать свойства родного языка, чтобы получить возможность более точно и свободно выражать свои мысли, понимать собеседника, обогащать себя всем тем, что уже создано народом - носителем этого языка.

Языковое образование и речевое развитие учащихся - это широкая социальная задача. Под развитием речи в узком смысле понимается овладение учащимися совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме. При этом знания и умения по языку и речеведению составляют для учащихся фундамент, на котором происходит овладение речевыми умениями. Важно подчеркнуть еще и то обстоятельство, что для школьника родной язык - это не только предмет изучения, но и средство обучения другим дисциплинам. На уроках русского языка учащиеся овладевают общеучебными умениями, связанными с полноценной речевой деятельностью. Фактически все специальные речевые умения младшего школьника - умение анализировать прочитанное, устанавливая причинно-следственные связи и обобщая существенное, умение составлять план, создавать текст - повествование, описание или рассуждение с учетом его структуры, подробно, сжато или выборочно передавать его содержание - являются для него и общеучебными умениями. Поэтому речевая направленность обучения родному языку понимается и как установка на овладение средствами познания.

Таким образом, основная задача обучения родному языку - развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.

Данная программа предназначена для логопедической работы с группой учащихся с ОВЗ в общеобразовательной школе с 1-го по 4 классы, испытывающих трудности формирования устной и письменной речи (письма и чтения).

Весь материал, представленный в программе, рассчитан на четыре года обучения и составлен с учетом возрастных особенностей учеников и требований общеобразовательной программы начальной школы. Объем часов представлен согласно «Положению об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и составляет: в 1 классе 3 часа в неделю, во 2 классе и з-м классе – 2 часа в неделю, в 4-м классе – 1 час в неделю. Задачи, поставленные перед школьниками, усложняются с усложнением программных требований.

Поскольку все стороны речи – фонетическая, словообразовательная, грамматическая, лексическая – взаимосвязаны между собой, то в каждом классе проводится изучение всех сторон речи, при этом каждая из них изучается не изолированно, а комплексно. Принцип построения курса обучения позволяет осуществить усвоение учебного материала блоками, выделение которых из целостной системы основывается на взаимосвязи между его компонентами.

У первоклассников, испытывающих затруднения в формировании письма, наблюдается отставание в развитии так называемых вводных навыков, необходимых для успешного обучения, в том числе и речевых. К речевым навыкам относят умение четко, в соответствии с нормой, произносить все звуки речи, различать их на слух, выделять из слова; наличие достаточного словарного запаса и полной сформированности грамматического строя; умение связно высказываться по темам, доступным пониманию ребенка. У семилетних детей из группы риска по письму оказываются нарушенными все компоненты речевой системы, правда, каждая не в одинаковой степени.

Актуальность программы обусловлена тем, что организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения

Новизна данной программы заключается в следующем:

Наличие для её реализации комплекта дидактического и раздаточного материала, занимательного игрового материала на каждом этапе обучения;

Возможность гибкого использования данного комплекта: детьми, педагогами, родителями;

Возможность использования данных пособий полностью или частично, в зависимости от конкретных условий, что создает альтернативу жесткой зарегламентированной модели обучения;

Значимость заключается в создании условий для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности учащихся с ОВЗ с 1-4 классы в общеобразовательной школе

Цель программы:

Обеспечить высокий уровень речевого развития личности учащихся;

Активизировать мыслительную и речевую деятельность через определенные методы обучения;

Создать в образовательном учреждении благоприятные условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального развития личности.

Задачи программы:

Развитие связной речи, фонематического восприятия, пространственного ориентирования, артикуляционной моторики, речевого дыхания у младших школьников с нарушением письма.

Формирование умения уточнять и сопоставлять звуки в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.

Формирование умение различать на слух, в произношении и на письме смешиваемые звуки.

Закрепление умения самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты с использованием оппозиционных звуков.

Основные методы работы на занятии - методы обучения в группе:

- игровые,

- наглядно - демонстрационные,

- словесные.

Формы проведения занятий:

- подгрупповая;

- работа в парах;

- индивидуальная.

Ожидаемый результат:

Метапредметные результаты:

Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.

Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.

Способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.

Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.

Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве — Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.

Овладение следующими логическими действиями:

- сравнение;

- анализ;

- синтез;

- классификация и обобщение по родовидовым признакам;

- установление аналогий и причинно-следственных связей;

- построение рассуждений;

- отнесение к известным понятиям.

10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

Предметные результаты:

Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.

Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.

Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

Коммуникативные результаты:

Включение ребенка в целенаправленный логопедический процесс.

Формирование артикуляционной базы речи.

Формирование первоначальных умений и навыков правильного произнесения звука на специально подобранном материале.

Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.

Учебный план 4 класс

4 класс (50 часов) 1 час в неделю

№ п/п

Наименование разделов

Общее количество часов

В том числе

Теория

Практика

4 класс

         

Раздел 1

Состав слова

10

5

5

Раздел 2

Безударные гласные

2

 

1

Раздел 3

Согласные звуки и буквы

4

2

2

Раздел 4

Словосочетания и предложения

2

1

1

Раздел 5

Согласование

2

1

1

Раздел 6

Словоизменение прилагательных

3

1

2

Раздел 7

Словоизменение глаголов

3

1

2

1 Раздел 8

Предлоги и приставки

 4

2

2

Раздел 9

Управление

6

3

3

Раздел 10

Связная речь

9

4

5

   

50

20

30

Учебно-тематический план

4 класс (50 часов) 1 час в неделю

№ п/п

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

В том числе

Теория

Практика

Раздел 1

Состав слова

10

5

5

2.

Состав слова. Корень как главная часть слова

2

1

1

3.

Суффикс. Уменьшительно-ласкательные суффиксы.

2

1

1

4.

Суффиксы профессий. Суффиксы прилагательных.

2

1

1

5.

Приставка. Приставки пространственного значения.

2

1

1

6.

Приставки временного значения. Многозначные приставки. Окончание.

2

1

1

Раздел 2

Безударные гласные

2

1

1

7.

Безударные гласные. Определение безударного гласного в корне, требующего проверки.

1

1

 

8.

Выделение слов с безударным гласным. Слова – антонимы.

1

 

1

Раздел 3

Согласные звуки и буквы

4

2

2

8.

Согласные звуки и буквы. Парные согласные. Согласные звуки и буквы.

2

1

1

9.

Оглушение звонких согласных в середине слова. Оглушение звонких согласных в конце слова.

2

1

1

Раздел 4

Словосочетания и предложения

2

1

1

10.

Словосочетание и предложение. Выделение словосочетаний из предложений. Составление предложений из словосочетаний.

2

1

1

Раздел 5

Согласование

2

1

1

11.

Согласование. Согласование слов в числе. Согласование слов в роде.

2

1

1

Раздел 6

Словоизменение прилагательных

3

1

2

12.

Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде.

1

1

 

13.

Согласование имен прилагательных с именами существительными по падежам.

2

1

1

Раздел 7

Словоизменение глаголов

3

1

2

14.

Настоящее время глаголов. Согласование глаголов с именами существительными в числе.

1

1

 

15.

Прошедшее время глаголов. Согласование глаголов с именами существительными в роде.

2

1

1

Раздел 8

Предлоги и приставки

4

2

2

16.

Соотнесение предлогов и глагольных приставок. Слова – синонимы.

2

1

1

17.

Раздельное написание глаголов с предлогами, слитное написание с приставками. Дифференциация предлогов и приставок.

2

1

1

Раздел 9

Управление

6

3

3

18.

Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? (именительный падеж). Слова, отвечающие на вопросы Кого? Чего? (родительный падеж).

2

1

1

19.

Слова, отвечающие на вопросы Кому? Чему? (дательный падеж). Слова, отвечающие на вопросы Кого? Что? (винительный падеж).

2

1

1

20.

Родительный или винительный? Слова, отвечающие на вопросы Кем? Чем? (творительный падеж). Слова, отвечающие на вопросы О ком? О чем? (предложный падеж).

2

1

1

Раздел 10

Связная речь

9

4

5

21.

Составление рассказа из предложений, данных вразбивку. Составление рассказа по его началу.

3

1

2

22.

Составление рассказа по данному концу. Составление вступления и заключения к рассказу.

3

1

2

23.

Составление рассказа по данному плану.

3

1

2

         

ИТОГО

10

50

20

30

         
         
         

Учебный план 2 класс

2 класс (70 часов) 2 часа в неделю

№ п/п

Наименование разделов

Общее количество часов

В том числе

Теория

Практика

1 класс

   

1

1

 

Раздел 1

Предложение и слово

6

3

3

Раздел 2

Слогообразующая роль гласного. Ударение

3

1

2

Раздел 3

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы

12

5

7

Раздел 4

Глухие и звонкие согласные звуки. Парные согласные

8

4

4

Раздел 5

Согласные звуки, имеющие артикуляционно-акустические сходства

7

3

4

Раздел 6

Согласные звуки, имеющие кинетическое сходство

7

3

4

Раздел 7

Дифференциация сонорных звуков

5

3

2

1 Раздел 8

Предлоги

 4

2

2

Раздел 9

Использование лексических тем с национально-региональным компонентом

11

5

6

   

70

29

41

         
           

Учебно-тематический план

2 класс (70 часов) 2 часа в неделю

№ п/п

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

В том числе

Теория

Практика

1.

       

Раздел 1

Предложение и слово

6

3

3

2.

Предложение и слово. Анализ предложения.

2

1

1

3.

Главные члены предложения. Интонационная законченность предложения.

2

1

1

4.

Слова, обозначающие предмет. Слова, обозначающие действие предмета.

2

1

1

Раздел 2

Слогообразующая роль гласного. Ударение

3

1

2

5.

Слогообразующая роль гласного. Слоговой анализ и синтез слов.

1

1

 

6.

Слог. Деление слов на слоги. Выделение гласных из ряда звуков, слогов, слов.

1

 

1

7.

Ударение. Выделение ударного гласного и ударного слога в слове.

1

 

1

Раздел 3

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы

12

5

7

8.

Мягкий знак на конце слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова.

2

2

 

9.

Мягкий знак в середине слова.Смыслоразличительная роль мягкого знака в середине слова.

2

2

 

10.

Разделительный мягкий знак. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Дифференциация гласных [а-я] в слогах, словах и предложениях устно и на письме.

3

1

2

11.

Дифференциация гласных [о-е] в слогах, словах и предложениях устно и на письме

2

 

2

12.

Дифференциация гласных [у-ю] в слогах, словах и предложениях устно и на письме.

2

 

2

20.

Дифференциация гласных [и-ы] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Дифференциация гласных [ю-ё]

1

 

1

Раздел 4

Глухие и звонкие согласные звуки. Парные согласные

8

4

4

21.

Выделение звонких и глухих согласных из ряда звуков.

2

1

1

22.

Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи. Дифференциация [т-д] в устной и письменной речи.

2

1

1

23.

Дифференциация [г-к] в устной и письменной речи. Дифференциация [з-с] в устной и письменной речи.

2

1

1

24.

Дифференциация [в-ф] в устной и письменной речи. Дифференциация [ш-ж] в устной и письменной речи.

2

1

1

Раздел 5

Согласные звуки, имеющие артикуляционно-акустические сходства

7

3

4

25.

Дифференциация [з-ж] в слогах, словах и предложениях.

2

1

1

26.

Дифференциация [с-ш] в слогах, словах и предложениях.

2

1

1

27.

Дифференциация [ц-т] в слогах, словах и предложениях.

2

1

1

28.

Дифференциация [ц-ч] в слогах, словах и предложениях.

1

 

1

         

Раздел 6

Согласные звуки, имеющие кинетическое сходство

7

3

4

29.

Дифференциация [б-д] в слогах, словах и предложениях.

2

1

1

30.

Дифференциация [о-а] в слогах, словах и предложениях

2

1

1

31.

Дифференциация [г-р] в слогах, словах и предложениях.

2

1

1

32.

Дифференциация [н-к] в слогах, словах и предложениях.

1

 

1

Раздел 7

Дифференциация сонорных звуков

5

3

2

33.

Дифференциация [л-й] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [л-й] в связной речи.

2

1

1

34.

Дифференциация [л-р] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [л-р] в связной речи.

2

1

1

35.

Дифференциация [ль-рь] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ль-рь] в связной речи.

1

1

 

Раздел 8

Предлоги

4

2

2

36.

Практическое знакомство с предлогами. Предлоги в, на. Предлоги на, с (со). Предлоги в, из. Предлоги с, из. Предлоги по, к. Предлоги за, из-за. Предлоги над, под. Предлоги под, из-под.

2

1

1

37.

Закрепление предлогов. Упражнение в раздельном написании предлогов со словами. Составление предложений из заданных слов с предлогами. Употребление предлогов в связной речи.

2

1

1

Раздел 9

Использование лексических тем с национально-региональным компонентом

11

5

6

38.

«Овощи- фрукты». Ознакомление с разнообразием овощей и фруктов родного края.

«Осень». Особенности осени.

2

1

1

39.

«Мебель».

«Посуда».

«Насекомые».

«Рыбы». Ознакомление с исчезающими видами рыбы.

2

1

1

40.

«Профессии». Профессии нашего города.

«Семья». Показать, что историю делают простые люди, наши близкие.

2

1

1

41.

«Зима». Особенности зимы родного края.

«Зимующие птицы». Знакомство с зимующими птицами.

2

1

1

42.

«Животные леса». Ознакомление с животными, обитающими в наших лесах.

«Детеныши животных».

2

1

1

43.

«Весна». Особенности весны в нашем крае.

1

1

 

ИТОГО

9

70

29

41

Учебный план 3 класс

3 класс (70 часов) 2 часа в неделю

№ п/п

Наименование разделов

Общее количество часов

В том числе

Теория

Практика

3 класс

         

Раздел 1

Предложение и слово

2

1

1

Раздел 2

Слоговой анализ и синтез слова

8

4

4

Раздел 3

Звуки и буквы

4

2

2

Раздел 4

Обозначение мягкости с помощью мягкого знака

3

2

1

Раздел 5

Обозначение мягкости с помощью гласных

9

4

5

Раздел 6

Непарные согласные. Глухие и звонкие согласные

10

5

5

Раздел 7

Предложения

5

2

3

1 Раздел 8

Морфологический состав слова

 6

2

4

 Раздел 9

Безударный гласный

555

2

3

 Раздел 10

Предлоги и приставки

 10

5

5

Раздел 11

Развитие связной речи

9

3

6

   

70

33

37

           

Учебно-тематический план

3 класс (70 часов) 2 часа в неделю

№ п/п

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

В том числе

Теория

Практика

1.

       

Раздел 1

Предложение и слово

2

1

1

1.

Речь и предложение

1

1

 

2

Предложение и слово

1

1

 

Раздел 2

Слоговой анализ и синтез слова

8

4

4

3.

Слово и слог. Уточнение понятий. Выделение первого слога в слове.

2

1

1

4.

Слогообразующая роль гласных букв. Определение количе​ства слогов в слове.

2

1

1

5.

Составление слов из слогов.

2

1

1

6.

Деление слов на слоги

2

1

1

Раздел 3.

Звуки и буквы

4

2

2

7.

Звуки и буквы. Уточнение понятий. Определение и сравнение количества звуков и букв в словах.

1

1

 

8.

Гласные звуки и буквы. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

2

1

1

9.

Согласные звуки и буквы. Твёрдые и мягкие согласные.

1

1

 

Раздел 4.

Обозначение мягкости с помощью мягкого знака

3

2

1

10.

Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь. Мягкий знак в конце слова.

1

1

 

11.

Мягкий знак в середине слова. Разделительный мягкий знак.

1

1

 

12.

Сравнение по смыслу и произношению.

1

 

1

Раздел 5

Обозначение мягкости с помощью гласных

9

4

5

13.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А-Я.

2

1

1

14.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О-Ё.

2

1

1

15.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У-Ю.

1

1

 

16.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы-И.

1

 

1

17.

Твердые и мягкие согласные звуки перед Е.

2

1

1

18.

Непарные твёрдые согласные звуки [ж], [ш],[ц].

Непарные мягкие согласные звуки [ч], [щ],[й].

1

 

1

Раздел 6

Непарные согласные. Глухие и звонкие согласные

10

5

5

19.

Непарные глухие со​гласные X, Ц, Ч, Щ.

2

1

1

20.

Непарные звонкие согласные Й, Л, М, Н.

2

1

1

21.

Оглушение звонких согласных в середине слова.

2

1

1

22.

Оглушение звонких согласных на конце слов.

4

2

2

Раздел 7.

Предложения

5

2

3

23.

Повествовательные предложения. Использование в речи притяжательных прилагательных

2

1

1

24.

Вопросительные предложения. Использование в речи относительных прилагательных.

2

1

1

25.

Восклицательные предложения. Использование в речи качественных прилагательных.

1

 

1

Раздел 8

Морфологический состав слова

6

2

4

26.

Корень как главная часть слова. Родственные слова. Упражнение в подборе родственных слов.

3

1

2

27.

Однокоренные слова, не являющиеся родственными. Дифференциация родственных и однокоренных слов.

1

1

 

28.

Приставка. Префиксальный способ образования слов.

1

 

1

29.

Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Окончание.

1

 

1

Раздел 9

Безударный гласный

5

2

3

30.

Безударные гласные в корне.

2

1

1

31.

Антонимы

1

 

1

32.

Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне.

2

1

1

Раздел 10

Предлоги и приставки

10

5

5

33.

Соотнесение предлогов и глагольных приставок.

2

1

1

34.

Слова-синонимы. Слитное написание слов с приставками.

2

1

1

35.

Раздельное написание слов с предлогами.

2

1

1

36.

Соотнесение предлогов с глагольными приставками

2

1

1

37.

«Не» с глаголами.

2

1

1

Раздел 11.

Развитие связной речи

9

3

6

38.

Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок. Пересказ с опорой на сюжетную картинку. Пересказ по вопросам.

3

1

2

39.

Пересказ текста по опорным словам.

3

1

2

40.

Пересказ текста по предметным картинкам.

3

1

2

ИТОГО

11

70

33

37

Учебный план 1 класс

4 класс (90 часов) 3 часа в неделю

№ п/п

Наименование разделов

Общее количество часов

В том числе

Теория

Практика

1 класс

   

1

1

 

Раздел 1

Предложение

5

2

3

Раздел 2

Слово

10

5

5

Раздел 3

Слоговой анализ и синтез слов

6

2

3

Раздел 4

Звуки речи. Звуковой анализ и синтез слов

8

4

4

Раздел 5

Ударение

4

2

2

Раздел 6

Гласные и согласные звуки

8

4

4

Раздел 7

Звонкие и глухие согласные

30

15

15

1 Раздел 8

Сонорные согласные

 4

2

2

Раздел 9

Развитие связной речи

8

3

5

Раздел 10

Использование лексических тем с национально-региональным компонентом

5

2

3

   

90

42

49

           

Учебно-тематический план

1 класс (90 часов) 3 часа в неделю

№ п/п

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

В том числе

Теория

Практика

1.

       

Раздел 1

Предложение

5

2

3

2.

Понятие о предложении

1

1

 

3.

Главные члены предложения

1

1

 

4.

Интонационная законченность предложение

1

 

1

5.

Составление предложения из 3-х слов

1

 

1

6.

Составление предложения из 4-х и 5-ти слов

1

 

1

Раздел 2

Слово

10

   

7.

Слово. Понятие. Различение понятий «Слово-предложение».

2

1

1

8.

Слова, обозначающие предмет

1

1

 

9.

Слова, обозначающие действие предмета

1

 

1

10.

Дифференциация слов, обозначающих предмет и слов, обозначающих действия

2

1

1

11.

Выделение слов-предметов и слов-действий предметов из предложения.

1

 

1

12.

Слова, обозначающие признак предмета

1

1

 

13.

Вычленение слов-признаков на фоне других слов

1

 

1

14.

Закрепление понятий о словах-предметах, действиях предметов, признаках предметов.

1

 

1

Раздел 3

Слоговой анализ и синтез слов

6

2

3

15.

Выделение первого слога в слове

1

 

1

16.

Слогообразующая роль гласных

1

1

 

17.

Деление двухсложных слов на слоги

1

 

1

18.

Деление трёхсложных слов на слоги

1

 

1

19.

Определение порядка слогов в слове

1

1

 

20.

Контрольное задание по теме «Слоговой анализ и синтез слов».

1

 

1

Раздел 4

Звуки речи. Звуковой анализ и синтез слов

8

4

4

21.

Знакомство с органами речи. Образование звуков речи.

1

1

 

22.

Работа над функциональным дыханием. Выделение первого звука в слове.

2

1

1

23.

Определение количества и места звуков в слове. Соотношение между буквами и звуками в слове.

5

2

3

Раздел 5

Ударение

4

2

2

24.

Ударение. Соотношение слова с его ритмическим рисунком. Место ударения в слове.

2

1

1

25.

Смыслоразличительная роль ударения. Выделение ударного слога в слове, его ударного гласного.

2

1

1

Раздел 6

Гласные и согласные звуки

8

4

4

26.

Гласные первого ряда. Образование гласных [а, о, у, э, ы].

2

1

1

27.

Гласные второго ряда. Образование гласных [я, е, ю, е, и].

2

1

1

28.

Образование согласных звуков. Уточнение артикуляционно-акустических признаков согласных.

2

1

1

29.

Дифференциация гласных и согласных звуков. Твердые и мягкие согласные.

2

1

1

Раздел 7

Звонкие и глухие согласные

30

15

15

30.

 Различение звонких и глухих согласных на слух и в произношении на материале слогов и слов. Звуки [п-п']. Буква П.

4

2

2

31.

Звуки [б-б']. Буква Б.

2

1

1

32.

Буква Т. Звуки [д-д'].

2

1

1

33.

Буква Д. Выделение звуков [д-т] в слогах и словах.

4

1

3

34.

Выделение [д-т] в предложениях. Звуки [г-г']. Буква Г. Звуки [к-к']. Буква К. Выделение звуков [к-г] в слогах и словах. Выделение [г-к] в предложениях.

5

2

3

35.

Буква С. Звуки [з-з'].

2

1

1

36.

Буква 3. Дифференциация з-с в слогах и словах. Дифференциация з-с в предложениях.

2

1

1

37.

Звуки [в-в']. Буква В. Звуки [ф-ф'].

2

1

1

38.

Звук [ш]. Буква Ш. Звук [ж].

2

1

1

39.

Звук [ш]. Буква Ш. Звук [ж]. Буква Ж.

2

1

1

40.

Звук [Ч]. Буква Ч. Звук [Щ]. Буква Щ. Дифференциация [ч-щ] в слогах и словах. Дифференциация [ч-щ] в предложениях

2

2

 

Раздел 8

Сонорные согласные

4

2

2

 

Звук [Л]. Буква Л.

1

1

 
 

Звук [Р]. Буква Р.

1

1

 
 

Дифференциация [р-л] в предложениях. Дифференциация [р-л] в слогах и словах.

2

1

1

Раздел 9

Развитие связной речи

8

3

5

 

Обучение последовательному пересказу по вопросам

2

1

1

 

Обучение последовательному пересказу с опорой на действия

2

1

1

 

Обучение последовательному пересказу с опорой на предметные картинки.

4

1

3

Раздел 10

Использование лексических тем с национально-региональным компонентом

5

2

3

 

«Осень». Особенности осени «Овощи и фрукты».

1

 

1

 

«Зима». Особенности зимы нашего края.

«Весна». Особенности весны нашего края.

2

1

1

 

«Цветы и растения». Растительный мир области.

«Школьные принадлежности»

2

1

1

         

ИТОГО

10

90

42

49

© 2024. Логопед-дефектолог Елена Платонова