Программа курса логопедической работы для детей с ОВЗ с 1 – 4 класс в общеобразовательных школах
- Категория: Начальная школа
- Просмотров: 1479
Аннотация
Программа курса логопедической работы для детей с ОВЗ с 1 – 4 класс в общеобразовательных школах разработана с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса (приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»);
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования») п.19.7.;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Утверждена 04 февраля 2010 года, Пр-
271);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
Пояснительная записка
Задачи обучения школьников родному языку определяются, прежде всего, той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством общения людей, познания окружающего мира. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие. У детей возникает потребность познать свойства родного языка, чтобы получить возможность более точно и свободно выражать свои мысли, понимать собеседника, обогащать себя всем тем, что уже создано народом - носителем этого языка.
Языковое образование и речевое развитие учащихся - это широкая социальная задача. Под развитием речи в узком смысле понимается овладение учащимися совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме. При этом знания и умения по языку и речеведению составляют для учащихся фундамент, на котором происходит овладение речевыми умениями. Важно подчеркнуть еще и то обстоятельство, что для школьника родной язык - это не только предмет изучения, но и средство обучения другим дисциплинам. На уроках русского языка учащиеся овладевают общеучебными умениями, связанными с полноценной речевой деятельностью. Фактически все специальные речевые умения младшего школьника - умение анализировать прочитанное, устанавливая причинно-следственные связи и обобщая существенное, умение составлять план, создавать текст - повествование, описание или рассуждение с учетом его структуры, подробно, сжато или выборочно передавать его содержание - являются для него и общеучебными умениями. Поэтому речевая направленность обучения родному языку понимается и как установка на овладение средствами познания.
Таким образом, основная задача обучения родному языку - развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.
Данная программа предназначена для логопедической работы с группой учащихся с ОВЗ в общеобразовательной школе с 1-го по 4 классы, испытывающих трудности формирования устной и письменной речи (письма и чтения).
Весь материал, представленный в программе, рассчитан на четыре года обучения и составлен с учетом возрастных особенностей учеников и требований общеобразовательной программы начальной школы. Объем часов представлен согласно «Положению об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» и составляет: в 1 классе 3 часа в неделю, во 2 классе и з-м классе – 2 часа в неделю, в 4-м классе – 1 час в неделю. Задачи, поставленные перед школьниками, усложняются с усложнением программных требований.
Поскольку все стороны речи – фонетическая, словообразовательная, грамматическая, лексическая – взаимосвязаны между собой, то в каждом классе проводится изучение всех сторон речи, при этом каждая из них изучается не изолированно, а комплексно. Принцип построения курса обучения позволяет осуществить усвоение учебного материала блоками, выделение которых из целостной системы основывается на взаимосвязи между его компонентами.
У первоклассников, испытывающих затруднения в формировании письма, наблюдается отставание в развитии так называемых вводных навыков, необходимых для успешного обучения, в том числе и речевых. К речевым навыкам относят умение четко, в соответствии с нормой, произносить все звуки речи, различать их на слух, выделять из слова; наличие достаточного словарного запаса и полной сформированности грамматического строя; умение связно высказываться по темам, доступным пониманию ребенка. У семилетних детей из группы риска по письму оказываются нарушенными все компоненты речевой системы, правда, каждая не в одинаковой степени.
Актуальность программы обусловлена тем, что организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения
Новизна данной программы заключается в следующем:
Наличие для её реализации комплекта дидактического и раздаточного материала, занимательного игрового материала на каждом этапе обучения;
Возможность гибкого использования данного комплекта: детьми, педагогами, родителями;
Возможность использования данных пособий полностью или частично, в зависимости от конкретных условий, что создает альтернативу жесткой зарегламентированной модели обучения;
Значимость заключается в создании условий для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности учащихся с ОВЗ с 1-4 классы в общеобразовательной школе
Цель программы:
Обеспечить высокий уровень речевого развития личности учащихся;
Активизировать мыслительную и речевую деятельность через определенные методы обучения;
Создать в образовательном учреждении благоприятные условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального развития личности.
Задачи программы:
Развитие связной речи, фонематического восприятия, пространственного ориентирования, артикуляционной моторики, речевого дыхания у младших школьников с нарушением письма.
Формирование умения уточнять и сопоставлять звуки в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.
Формирование умение различать на слух, в произношении и на письме смешиваемые звуки.
Закрепление умения самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты с использованием оппозиционных звуков.
Основные методы работы на занятии - методы обучения в группе:
- игровые,
- наглядно - демонстрационные,
- словесные.
Формы проведения занятий:
- подгрупповая;
- работа в парах;
- индивидуальная.
Ожидаемый результат:
Метапредметные результаты:
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
Способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве — Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
Овладение следующими логическими действиями:
- сравнение;
- анализ;
- синтез;
- классификация и обобщение по родовидовым признакам;
- установление аналогий и причинно-следственных связей;
- построение рассуждений;
- отнесение к известным понятиям.
10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
Предметные результаты:
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Коммуникативные результаты:
Включение ребенка в целенаправленный логопедический процесс.
Формирование артикуляционной базы речи.
Формирование первоначальных умений и навыков правильного произнесения звука на специально подобранном материале.
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
Учебный план 4 класс
4 класс (50 часов) 1 час в неделю |
|||||
№ п/п |
Наименование разделов |
Общее количество часов |
В том числе |
||
Теория |
Практика |
||||
4 класс |
|||||
Раздел 1 |
Состав слова |
10 |
5 |
5 |
|
Раздел 2 |
Безударные гласные |
2 |
1 |
||
Раздел 3 |
Согласные звуки и буквы |
4 |
2 |
2 |
|
Раздел 4 |
Словосочетания и предложения |
2 |
1 |
1 |
|
Раздел 5 |
Согласование |
2 |
1 |
1 |
|
Раздел 6 |
Словоизменение прилагательных |
3 |
1 |
2 |
|
Раздел 7 |
Словоизменение глаголов |
3 |
1 |
2 |
|
1 Раздел 8 |
Предлоги и приставки |
4 |
2 |
2 |
|
Раздел 9 |
Управление |
6 |
3 |
3 |
|
Раздел 10 |
Связная речь |
9 |
4 |
5 |
|
50 |
20 |
30 |
Учебно-тематический план
4 класс (50 часов) 1 час в неделю |
||||
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Общее количество часов |
В том числе |
|
Теория |
Практика |
|||
Раздел 1 |
Состав слова |
10 |
5 |
5 |
2. |
Состав слова. Корень как главная часть слова |
2 |
1 |
1 |
3. |
Суффикс. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. |
2 |
1 |
1 |
4. |
Суффиксы профессий. Суффиксы прилагательных. |
2 |
1 |
1 |
5. |
Приставка. Приставки пространственного значения. |
2 |
1 |
1 |
6. |
Приставки временного значения. Многозначные приставки. Окончание. |
2 |
1 |
1 |
Раздел 2 |
Безударные гласные |
2 |
1 |
1 |
7. |
Безударные гласные. Определение безударного гласного в корне, требующего проверки. |
1 |
1 |
|
8. |
Выделение слов с безударным гласным. Слова – антонимы. |
1 |
1 |
|
Раздел 3 |
Согласные звуки и буквы |
4 |
2 |
2 |
8. |
Согласные звуки и буквы. Парные согласные. Согласные звуки и буквы. |
2 |
1 |
1 |
9. |
Оглушение звонких согласных в середине слова. Оглушение звонких согласных в конце слова. |
2 |
1 |
1 |
Раздел 4 |
Словосочетания и предложения |
2 |
1 |
1 |
10. |
Словосочетание и предложение. Выделение словосочетаний из предложений. Составление предложений из словосочетаний. |
2 |
1 |
1 |
Раздел 5 |
Согласование |
2 |
1 |
1 |
11. |
Согласование. Согласование слов в числе. Согласование слов в роде. |
2 |
1 |
1 |
Раздел 6 |
Словоизменение прилагательных |
3 |
1 |
2 |
12. |
Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде. |
1 |
1 |
|
13. |
Согласование имен прилагательных с именами существительными по падежам. |
2 |
1 |
1 |
Раздел 7 |
Словоизменение глаголов |
3 |
1 |
2 |
14. |
Настоящее время глаголов. Согласование глаголов с именами существительными в числе. |
1 |
1 |
|
15. |
Прошедшее время глаголов. Согласование глаголов с именами существительными в роде. |
2 |
1 |
1 |
Раздел 8 |
Предлоги и приставки |
4 |
2 |
2 |
16. |
Соотнесение предлогов и глагольных приставок. Слова – синонимы. |
2 |
1 |
1 |
17. |
Раздельное написание глаголов с предлогами, слитное написание с приставками. Дифференциация предлогов и приставок. |
2 |
1 |
1 |
Раздел 9 |
Управление |
6 |
3 |
3 |
18. |
Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? (именительный падеж). Слова, отвечающие на вопросы Кого? Чего? (родительный падеж). |
2 |
1 |
1 |
19. |
Слова, отвечающие на вопросы Кому? Чему? (дательный падеж). Слова, отвечающие на вопросы Кого? Что? (винительный падеж). |
2 |
1 |
1 |
20. |
Родительный или винительный? Слова, отвечающие на вопросы Кем? Чем? (творительный падеж). Слова, отвечающие на вопросы О ком? О чем? (предложный падеж). |
2 |
1 |
1 |
Раздел 10 |
Связная речь |
9 |
4 |
5 |
21. |
Составление рассказа из предложений, данных вразбивку. Составление рассказа по его началу. |
3 |
1 |
2 |
22. |
Составление рассказа по данному концу. Составление вступления и заключения к рассказу. |
3 |
1 |
2 |
23. |
Составление рассказа по данному плану. |
3 |
1 |
2 |
ИТОГО |
10 |
50 |
20 |
30 |
Учебный план 2 класс
2 класс (70 часов) 2 часа в неделю |
|||||
№ п/п |
Наименование разделов |
Общее количество часов |
В том числе |
||
Теория |
Практика |
||||
1 класс |
|||||
1 |
1 |
||||
Раздел 1 |
Предложение и слово |
6 |
3 |
3 |
|
Раздел 2 |
Слогообразующая роль гласного. Ударение |
3 |
1 |
2 |
|
Раздел 3 |
Твердые и мягкие согласные звуки и буквы |
12 |
5 |
7 |
|
Раздел 4 |
Глухие и звонкие согласные звуки. Парные согласные |
8 |
4 |
4 |
|
Раздел 5 |
Согласные звуки, имеющие артикуляционно-акустические сходства |
7 |
3 |
4 |
|
Раздел 6 |
Согласные звуки, имеющие кинетическое сходство |
7 |
3 |
4 |
|
Раздел 7 |
Дифференциация сонорных звуков |
5 |
3 |
2 |
|
1 Раздел 8 |
Предлоги |
4 |
2 |
2 |
|
Раздел 9 |
Использование лексических тем с национально-региональным компонентом |
11 |
5 |
6 |
|
70 |
29 |
41 |
|||
Учебно-тематический план
2 класс (70 часов) 2 часа в неделю |
||||
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Общее количество часов |
В том числе |
|
Теория |
Практика |
|||
1. |
||||
Раздел 1 |
Предложение и слово |
6 |
3 |
3 |
2. |
Предложение и слово. Анализ предложения. |
2 |
1 |
1 |
3. |
Главные члены предложения. Интонационная законченность предложения. |
2 |
1 |
1 |
4. |
Слова, обозначающие предмет. Слова, обозначающие действие предмета. |
2 |
1 |
1 |
Раздел 2 |
Слогообразующая роль гласного. Ударение |
3 |
1 |
2 |
5. |
Слогообразующая роль гласного. Слоговой анализ и синтез слов. |
1 |
1 |
|
6. |
Слог. Деление слов на слоги. Выделение гласных из ряда звуков, слогов, слов. |
1 |
1 |
|
7. |
Ударение. Выделение ударного гласного и ударного слога в слове. |
1 |
1 |
|
Раздел 3 |
Твердые и мягкие согласные звуки и буквы |
12 |
5 |
7 |
8. |
Мягкий знак на конце слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова. |
2 |
2 |
|
9. |
Мягкий знак в середине слова.Смыслоразличительная роль мягкого знака в середине слова. |
2 |
2 |
|
10. |
Разделительный мягкий знак. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Дифференциация гласных [а-я] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. |
3 |
1 |
2 |
11. |
Дифференциация гласных [о-е] в слогах, словах и предложениях устно и на письме |
2 |
2 |
|
12. |
Дифференциация гласных [у-ю] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. |
2 |
2 |
|
20. |
Дифференциация гласных [и-ы] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Дифференциация гласных [ю-ё] |
1 |
1 |
|
Раздел 4 |
Глухие и звонкие согласные звуки. Парные согласные |
8 |
4 |
4 |
21. |
Выделение звонких и глухих согласных из ряда звуков. |
2 |
1 |
1 |
22. |
Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи. Дифференциация [т-д] в устной и письменной речи. |
2 |
1 |
1 |
23. |
Дифференциация [г-к] в устной и письменной речи. Дифференциация [з-с] в устной и письменной речи. |
2 |
1 |
1 |
24. |
Дифференциация [в-ф] в устной и письменной речи. Дифференциация [ш-ж] в устной и письменной речи. |
2 |
1 |
1 |
Раздел 5 |
Согласные звуки, имеющие артикуляционно-акустические сходства |
7 |
3 |
4 |
25. |
Дифференциация [з-ж] в слогах, словах и предложениях. |
2 |
1 |
1 |
26. |
Дифференциация [с-ш] в слогах, словах и предложениях. |
2 |
1 |
1 |
27. |
Дифференциация [ц-т] в слогах, словах и предложениях. |
2 |
1 |
1 |
28. |
Дифференциация [ц-ч] в слогах, словах и предложениях. |
1 |
1 |
|
Раздел 6 |
Согласные звуки, имеющие кинетическое сходство |
7 |
3 |
4 |
29. |
Дифференциация [б-д] в слогах, словах и предложениях. |
2 |
1 |
1 |
30. |
Дифференциация [о-а] в слогах, словах и предложениях |
2 |
1 |
1 |
31. |
Дифференциация [г-р] в слогах, словах и предложениях. |
2 |
1 |
1 |
32. |
Дифференциация [н-к] в слогах, словах и предложениях. |
1 |
1 |
|
Раздел 7 |
Дифференциация сонорных звуков |
5 |
3 |
2 |
33. |
Дифференциация [л-й] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [л-й] в связной речи. |
2 |
1 |
1 |
34. |
Дифференциация [л-р] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [л-р] в связной речи. |
2 |
1 |
1 |
35. |
Дифференциация [ль-рь] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ль-рь] в связной речи. |
1 |
1 |
|
Раздел 8 |
Предлоги |
4 |
2 |
2 |
36. |
Практическое знакомство с предлогами. Предлоги в, на. Предлоги на, с (со). Предлоги в, из. Предлоги с, из. Предлоги по, к. Предлоги за, из-за. Предлоги над, под. Предлоги под, из-под. |
2 |
1 |
1 |
37. |
Закрепление предлогов. Упражнение в раздельном написании предлогов со словами. Составление предложений из заданных слов с предлогами. Употребление предлогов в связной речи. |
2 |
1 |
1 |
Раздел 9 |
Использование лексических тем с национально-региональным компонентом |
11 |
5 |
6 |
38. |
«Овощи- фрукты». Ознакомление с разнообразием овощей и фруктов родного края. «Осень». Особенности осени. |
2 |
1 |
1 |
39. |
«Мебель». «Посуда». «Насекомые». «Рыбы». Ознакомление с исчезающими видами рыбы. |
2 |
1 |
1 |
40. |
«Профессии». Профессии нашего города. «Семья». Показать, что историю делают простые люди, наши близкие. |
2 |
1 |
1 |
41. |
«Зима». Особенности зимы родного края. «Зимующие птицы». Знакомство с зимующими птицами. |
2 |
1 |
1 |
42. |
«Животные леса». Ознакомление с животными, обитающими в наших лесах. «Детеныши животных». |
2 |
1 |
1 |
43. |
«Весна». Особенности весны в нашем крае. |
1 |
1 |
|
ИТОГО |
9 |
70 |
29 |
41 |
Учебный план 3 класс
3 класс (70 часов) 2 часа в неделю |
|||||
№ п/п |
Наименование разделов |
Общее количество часов |
В том числе |
||
Теория |
Практика |
||||
3 класс |
|||||
Раздел 1 |
Предложение и слово |
2 |
1 |
1 |
|
Раздел 2 |
Слоговой анализ и синтез слова |
8 |
4 |
4 |
|
Раздел 3 |
Звуки и буквы |
4 |
2 |
2 |
|
Раздел 4 |
Обозначение мягкости с помощью мягкого знака |
3 |
2 |
1 |
|
Раздел 5 |
Обозначение мягкости с помощью гласных |
9 |
4 |
5 |
|
Раздел 6 |
Непарные согласные. Глухие и звонкие согласные |
10 |
5 |
5 |
|
Раздел 7 |
Предложения |
5 |
2 |
3 |
|
1 Раздел 8 |
Морфологический состав слова |
6 |
2 |
4 |
|
Раздел 9 |
Безударный гласный |
555 |
2 |
3 |
|
Раздел 10 |
Предлоги и приставки |
10 |
5 |
5 |
|
Раздел 11 |
Развитие связной речи |
9 |
3 |
6 |
|
70 |
33 |
37 |
|||
Учебно-тематический план
3 класс (70 часов) 2 часа в неделю |
||||
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Общее количество часов |
В том числе |
|
Теория |
Практика |
|||
1. |
||||
Раздел 1 |
Предложение и слово |
2 |
1 |
1 |
1. |
Речь и предложение |
1 |
1 |
|
2 |
Предложение и слово |
1 |
1 |
|
Раздел 2 |
Слоговой анализ и синтез слова |
8 |
4 |
4 |
3. |
Слово и слог. Уточнение понятий. Выделение первого слога в слове. |
2 |
1 |
1 |
4. |
Слогообразующая роль гласных букв. Определение количества слогов в слове. |
2 |
1 |
1 |
5. |
Составление слов из слогов. |
2 |
1 |
1 |
6. |
Деление слов на слоги |
2 |
1 |
1 |
Раздел 3. |
Звуки и буквы |
4 |
2 |
2 |
7. |
Звуки и буквы. Уточнение понятий. Определение и сравнение количества звуков и букв в словах. |
1 |
1 |
|
8. |
Гласные звуки и буквы. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. |
2 |
1 |
1 |
9. |
Согласные звуки и буквы. Твёрдые и мягкие согласные. |
1 |
1 |
|
Раздел 4. |
Обозначение мягкости с помощью мягкого знака |
3 |
2 |
1 |
10. |
Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь. Мягкий знак в конце слова. |
1 |
1 |
|
11. |
Мягкий знак в середине слова. Разделительный мягкий знак. |
1 |
1 |
|
12. |
Сравнение по смыслу и произношению. |
1 |
1 |
|
Раздел 5 |
Обозначение мягкости с помощью гласных |
9 |
4 |
5 |
13. |
Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А-Я. |
2 |
1 |
1 |
14. |
Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О-Ё. |
2 |
1 |
1 |
15. |
Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У-Ю. |
1 |
1 |
|
16. |
Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы-И. |
1 |
1 |
|
17. |
Твердые и мягкие согласные звуки перед Е. |
2 |
1 |
1 |
18. |
Непарные твёрдые согласные звуки [ж], [ш],[ц]. Непарные мягкие согласные звуки [ч], [щ],[й]. |
1 |
1 |
|
Раздел 6 |
Непарные согласные. Глухие и звонкие согласные |
10 |
5 |
5 |
19. |
Непарные глухие согласные X, Ц, Ч, Щ. |
2 |
1 |
1 |
20. |
Непарные звонкие согласные Й, Л, М, Н. |
2 |
1 |
1 |
21. |
Оглушение звонких согласных в середине слова. |
2 |
1 |
1 |
22. |
Оглушение звонких согласных на конце слов. |
4 |
2 |
2 |
Раздел 7. |
Предложения |
5 |
2 |
3 |
23. |
Повествовательные предложения. Использование в речи притяжательных прилагательных |
2 |
1 |
1 |
24. |
Вопросительные предложения. Использование в речи относительных прилагательных. |
2 |
1 |
1 |
25. |
Восклицательные предложения. Использование в речи качественных прилагательных. |
1 |
1 |
|
Раздел 8 |
Морфологический состав слова |
6 |
2 |
4 |
26. |
Корень как главная часть слова. Родственные слова. Упражнение в подборе родственных слов. |
3 |
1 |
2 |
27. |
Однокоренные слова, не являющиеся родственными. Дифференциация родственных и однокоренных слов. |
1 |
1 |
|
28. |
Приставка. Префиксальный способ образования слов. |
1 |
1 |
|
29. |
Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Окончание. |
1 |
1 |
|
Раздел 9 |
Безударный гласный |
5 |
2 |
3 |
30. |
Безударные гласные в корне. |
2 |
1 |
1 |
31. |
Антонимы |
1 |
1 |
|
32. |
Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне. |
2 |
1 |
1 |
Раздел 10 |
Предлоги и приставки |
10 |
5 |
5 |
33. |
Соотнесение предлогов и глагольных приставок. |
2 |
1 |
1 |
34. |
Слова-синонимы. Слитное написание слов с приставками. |
2 |
1 |
1 |
35. |
Раздельное написание слов с предлогами. |
2 |
1 |
1 |
36. |
Соотнесение предлогов с глагольными приставками |
2 |
1 |
1 |
37. |
«Не» с глаголами. |
2 |
1 |
1 |
Раздел 11. |
Развитие связной речи |
9 |
3 |
6 |
38. |
Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок. Пересказ с опорой на сюжетную картинку. Пересказ по вопросам. |
3 |
1 |
2 |
39. |
Пересказ текста по опорным словам. |
3 |
1 |
2 |
40. |
Пересказ текста по предметным картинкам. |
3 |
1 |
2 |
ИТОГО |
11 |
70 |
33 |
37 |
Учебный план 1 класс
4 класс (90 часов) 3 часа в неделю |
|||||
№ п/п |
Наименование разделов |
Общее количество часов |
В том числе |
||
Теория |
Практика |
||||
1 класс |
|||||
1 |
1 |
||||
Раздел 1 |
Предложение |
5 |
2 |
3 |
|
Раздел 2 |
Слово |
10 |
5 |
5 |
|
Раздел 3 |
Слоговой анализ и синтез слов |
6 |
2 |
3 |
|
Раздел 4 |
Звуки речи. Звуковой анализ и синтез слов |
8 |
4 |
4 |
|
Раздел 5 |
Ударение |
4 |
2 |
2 |
|
Раздел 6 |
Гласные и согласные звуки |
8 |
4 |
4 |
|
Раздел 7 |
Звонкие и глухие согласные |
30 |
15 |
15 |
|
1 Раздел 8 |
Сонорные согласные |
4 |
2 |
2 |
|
Раздел 9 |
Развитие связной речи |
8 |
3 |
5 |
|
Раздел 10 |
Использование лексических тем с национально-региональным компонентом |
5 |
2 |
3 |
|
90 |
42 |
49 |
|||
Учебно-тематический план
1 класс (90 часов) 3 часа в неделю |
||||
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Общее количество часов |
В том числе |
|
Теория |
Практика |
|||
1. |
||||
Раздел 1 |
Предложение |
5 |
2 |
3 |
2. |
Понятие о предложении |
1 |
1 |
|
3. |
Главные члены предложения |
1 |
1 |
|
4. |
Интонационная законченность предложение |
1 |
1 |
|
5. |
Составление предложения из 3-х слов |
1 |
1 |
|
6. |
Составление предложения из 4-х и 5-ти слов |
1 |
1 |
|
Раздел 2 |
Слово |
10 |
||
7. |
Слово. Понятие. Различение понятий «Слово-предложение». |
2 |
1 |
1 |
8. |
Слова, обозначающие предмет |
1 |
1 |
|
9. |
Слова, обозначающие действие предмета |
1 |
1 |
|
10. |
Дифференциация слов, обозначающих предмет и слов, обозначающих действия |
2 |
1 |
1 |
11. |
Выделение слов-предметов и слов-действий предметов из предложения. |
1 |
1 |
|
12. |
Слова, обозначающие признак предмета |
1 |
1 |
|
13. |
Вычленение слов-признаков на фоне других слов |
1 |
1 |
|
14. |
Закрепление понятий о словах-предметах, действиях предметов, признаках предметов. |
1 |
1 |
|
Раздел 3 |
Слоговой анализ и синтез слов |
6 |
2 |
3 |
15. |
Выделение первого слога в слове |
1 |
1 |
|
16. |
Слогообразующая роль гласных |
1 |
1 |
|
17. |
Деление двухсложных слов на слоги |
1 |
1 |
|
18. |
Деление трёхсложных слов на слоги |
1 |
1 |
|
19. |
Определение порядка слогов в слове |
1 |
1 |
|
20. |
Контрольное задание по теме «Слоговой анализ и синтез слов». |
1 |
1 |
|
Раздел 4 |
Звуки речи. Звуковой анализ и синтез слов |
8 |
4 |
4 |
21. |
Знакомство с органами речи. Образование звуков речи. |
1 |
1 |
|
22. |
Работа над функциональным дыханием. Выделение первого звука в слове. |
2 |
1 |
1 |
23. |
Определение количества и места звуков в слове. Соотношение между буквами и звуками в слове. |
5 |
2 |
3 |
Раздел 5 |
Ударение |
4 |
2 |
2 |
24. |
Ударение. Соотношение слова с его ритмическим рисунком. Место ударения в слове. |
2 |
1 |
1 |
25. |
Смыслоразличительная роль ударения. Выделение ударного слога в слове, его ударного гласного. |
2 |
1 |
1 |
Раздел 6 |
Гласные и согласные звуки |
8 |
4 |
4 |
26. |
Гласные первого ряда. Образование гласных [а, о, у, э, ы]. |
2 |
1 |
1 |
27. |
Гласные второго ряда. Образование гласных [я, е, ю, е, и]. |
2 |
1 |
1 |
28. |
Образование согласных звуков. Уточнение артикуляционно-акустических признаков согласных. |
2 |
1 |
1 |
29. |
Дифференциация гласных и согласных звуков. Твердые и мягкие согласные. |
2 |
1 |
1 |
Раздел 7 |
Звонкие и глухие согласные |
30 |
15 |
15 |
30. |
Различение звонких и глухих согласных на слух и в произношении на материале слогов и слов. Звуки [п-п']. Буква П. |
4 |
2 |
2 |
31. |
Звуки [б-б']. Буква Б. |
2 |
1 |
1 |
32. |
Буква Т. Звуки [д-д']. |
2 |
1 |
1 |
33. |
Буква Д. Выделение звуков [д-т] в слогах и словах. |
4 |
1 |
3 |
34. |
Выделение [д-т] в предложениях. Звуки [г-г']. Буква Г. Звуки [к-к']. Буква К. Выделение звуков [к-г] в слогах и словах. Выделение [г-к] в предложениях. |
5 |
2 |
3 |
35. |
Буква С. Звуки [з-з']. |
2 |
1 |
1 |
36. |
Буква 3. Дифференциация з-с в слогах и словах. Дифференциация з-с в предложениях. |
2 |
1 |
1 |
37. |
Звуки [в-в']. Буква В. Звуки [ф-ф']. |
2 |
1 |
1 |
38. |
Звук [ш]. Буква Ш. Звук [ж]. |
2 |
1 |
1 |
39. |
Звук [ш]. Буква Ш. Звук [ж]. Буква Ж. |
2 |
1 |
1 |
40. |
Звук [Ч]. Буква Ч. Звук [Щ]. Буква Щ. Дифференциация [ч-щ] в слогах и словах. Дифференциация [ч-щ] в предложениях |
2 |
2 |
|
Раздел 8 |
Сонорные согласные |
4 |
2 |
2 |
Звук [Л]. Буква Л. |
1 |
1 |
||
Звук [Р]. Буква Р. |
1 |
1 |
||
Дифференциация [р-л] в предложениях. Дифференциация [р-л] в слогах и словах. |
2 |
1 |
1 |
|
Раздел 9 |
Развитие связной речи |
8 |
3 |
5 |
Обучение последовательному пересказу по вопросам |
2 |
1 |
1 |
|
Обучение последовательному пересказу с опорой на действия |
2 |
1 |
1 |
|
Обучение последовательному пересказу с опорой на предметные картинки. |
4 |
1 |
3 |
|
Раздел 10 |
Использование лексических тем с национально-региональным компонентом |
5 |
2 |
3 |
«Осень». Особенности осени «Овощи и фрукты». |
1 |
1 |
||
«Зима». Особенности зимы нашего края. «Весна». Особенности весны нашего края. |
2 |
1 |
1 |
|
«Цветы и растения». Растительный мир области. «Школьные принадлежности» |
2 |
1 |
1 |
|
ИТОГО |
10 |
90 |
42 |
49 |