Категория: Дополнительное образование
Просмотров: 585

 


Программа курса «Духовно-нравственное развитие у детей средней школы (5 – 7 классы)» разработана с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах:

 

1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

2. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса (приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»);

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования») п.19.7.;

(Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52);

 


Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Проблемы сегодняшнего дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы, использование наркотиков, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делают процесс воспитания ещё более трудным.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Работа по воспитанию учащихся на основе духовно – нравственного воспитания определяется потребностью школы, сообщества микрорайона, тенденциями в развитии гражданского общества, построении открытой школы и необходимостью создания для детей и подростков условий для социальной зрелости.

Школа имеет многолетний опыт развития социальной, познавательной деятельности школьников, а это в настоящее время особо необходимо.

Так как растущие информационные потоки и высокотехнологичные производства требуют не исполнителей узкой направленности, а специалистов с базовым уровнем образованности, способных переключаться с одного вида деятельности на другой, с обширными коммуникативными умениями и навыками, и сформированной базой ценностного отношения к миру.

Актуальность программы

Программа нравственного воспитания средних школьников является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий. Решение проблем нравственного воспитания в данной программе осуществляется через такие формы воспитательного воздействия, как этические беседы, конкурсы, классные часы, экскурсии, походы, встречи с интересными людьми, участие в общественных делах школы, города. Программа предполагает знакомство обучающихся с историей, культурой, природой родного края, героизмом и духовным богатством земляков.

Новизна программы

Предлагаемая мною Программа нравственного воспитания рассчитана на три года для обучающихся с 5 по 7 класс. Средний школьный возраст — это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.

Значимость

В современных условиях осуществления ведущей деятельности ребенка усиливается конфликт между характером усвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культурную сообразность и т.д.) и вне школы (хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.), который меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию эклектичного мировоззрения, потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.

Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих ограничений и запретов в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления.

Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции детства. Результатом этого является примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.

Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия.

Общеобразовательная школа призвана активно противодействовать негативным тенденциям общества. В реализации данной задачи категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления. Уклад школьной жизни педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребенка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально коммуникативную и др., на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций.

Школьной микросредой недостаточно корректируется сознательное вырабатывание детьми нравственных норм, включая взаимоотношения со сверстниками. Слабеет влияние школьного образования на выбор нравственных образцов: учителя, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания. Для 40% учащихся школы кумирами становятся эстрадные певцы, манекенщицы, герои зарубежных кинобоевиков. В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными, и соответственно, среди желаний детей преобладают узколичные, "продовольственно-вещевые" по характеру.

Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе образовательной деятельности образовательного учреждения. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Цель программы — формирование нравственных ценностей у средних школьников через систему воспитательных мероприятий.

Задачи программы:

Ожидаемый результат

Формирование и развитие компетентности в области духовно-нравственного воспитания;

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения в музеях, выставка.

Расширять свой кругозор за счёт посещения мероприятий, ориентированных на развитие культурно-духовного воспитания, повышение функциональных возможностей основных систем социального состояния.

Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

Проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.


Пятый класс

Программа направлена на развитие духовно-нравственного воспитания детей.

Шестой класс

Проведение системных программных мероприятий.

Седьмой класс

Продолжение системных программных мероприятий, направленных на закрепление приобретенных навыков и знаний.

Учебный план

5 – 7 класс (105 часов)

№ п/п

Наименование разделов

Общее количество часов

В том числе

Теория

Практика

5 класс

 

Вводное занятие

1

1

 

Раздел 1

Я, моя семья, мои друзья

11

7

4

Раздел 2

Понятие гражданственности

4

3

1

Раздел 3

Достижения духовной и материальной культуры разных народов

4

2

2

Раздел 4

Ознакомление с основами здорового образа жизни

3

2

1

Раздел 5

Хорошие манеры, основа культурного общества

7

5

2

Раздел 6

Воспитание нравственного чувства, морально-эстетических норм

4

2

2

 

Подведение итогов

1

 

1

6 класс

 

Вводное занятие

      1

1

 

1Раздел 1

Духовные основы общества

      9

6

3

Раздел 2

Культурные основы общества

11

8

3

Раздел 3

Что такое информационное общество и его влияние на духовно-нравственное воспитание

9

6

3

Раздел 4

Человек и культура в современном мире

4

3

1

 

Подведение итогов

1

 

1

2 семестр

 

Вводное занятие

1

1

 

Раздел 1

Духовные основы общества

8

6

2

Раздел 2

Культурные основы общества

12

10

2

Раздел 3

Человек и культура в современном мире

13

9

4

 

Подведение итогов

1

 

1

7 класс

 

Вводное занятие

1

1

 

Раздел 1

Основные составляющие духовно-нравственного воспитания

8

6

2

Раздел 2

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников»

8

5

3

Раздел 3

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ

17

15

2

 

Подведение итогов

1

 

1

 

 

140

99

41

 

Учебно-тематический план

 

5 класс  (35часов)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

В том числе

Теория

 

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

   

Раздел 1

Я, моя семья, мои друзья

11

     

2.

Дискуссия «Чем школьник отличается от дошкольника?»

1

1

   

3.

«Как правильно отдыхать?»

1

   

1

4.

«А дети – это яркие

кометы»

1

1

   

5.

Выставка «А дети – это яркие моменты».

1

   

1

6.

«Я – надежда семьи».

1

1

   

7.

«Что такое честь фамилии?»

1

1

   

8.

Сбор пословиц о мамах.

1

   

1

9.

«Бабушкины секреты»

1

1

   

10.

«Что я знаю о своей школе?»

1

1

   

11.

Конкурс рисунков «Моя школа»

1

   

1

12.

Контрольный урок по 1 разделу

1

1

   

Раздел 2

Понятие гражданственности

8

     

13.

Москва – столица России

 

1

   

14.

«Знай свою улицу»

 

1

   

15.

Конкурс рисунков «Моя

улица»

     

1

16.

Дети и Конституция. Кто защищает наши права?

 

1

   

Раздел 3

Достижения духовной и материальной культуры разных народов

4

     

17.

Народные промыслы разных народов

1

1

   

18.

«Умелые руки не знают скуки».

1

   

1

19.

Духовно-нравственное развитие народов России

1

1

   

20.

Презентация народов России

1

   

1

Раздел 4

Ознакомление с здоровым образом жизни

3

     

21.

Потребности человека в здоровом образе жизни

1

1

   

22.

Активный отдых и его влияние на самочувствие и здоровье человека

1

1

   

23.

К здоровому образу жизни

1

   

1

Раздел 5

Хорошие манеры, основа культурного общества

7

     

24.

«Поговорим о воспитанности»

1

1

   

25.

«Волшебные слова»

1

   

1

26.

«О поступках плохих и хороших»

1

1

   

27.

«Что значит быть хорошим сыном и дочерью»

1

1

   

28.

«С любовью к бабушке и дедушке»

1

1

   

29.

Почему чашка воды больше моря?»

1

   

1

30.

Подведение итогов

1

1

   

Раздел 6

Воспитание нравственного чувства, морально-эстетических норм

4

     

31.

Окружающий мир («связь человека и мира», правила поведения в отношениях

«человек –человек» и «человек – природа» и т.д.).

1

1

   

32.

Духовно-нравственная культура народов России («добро и зло», «мораль и

нравственность», «долг и совесть», «милосердие и справедливость» и т.д.).

1

1

   

33.

Знакомство с правилами нравственного поведения, обучение распознаванию плохих и хороших поступков, черт характера в ходе различных добрых дел

1

   

1

34.

Нравственные правила поведения в учебном взаимодействии

1

   

1

35.

Подведение итогов

1

   

1

ИТОГО

35

22

 

13

 

Учебно-тематический план

 

6 класс  (35часов)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

В том числе

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

 

Раздел 1

Духовные основы общества

9

6

3

2.

Духовная жизнь человека

 

1

 

3.

«Ребенок в обществе»

 

1

 

4.

Духовные основы общества, понятие духовность"

 

1

 

5.

Презентации на тему «Духовное воспитание ребенка в обществе»

   

1

6.

Законодательное закрепление на право духовной свободы

 

1

 

7.

Что такое убеждение и как оно влияет на жизнь человека

 

1

 

8.

Духовная музыка как одна из граней духовного воспитания подрастающего поколения

   

1

9.

Диалектика духовной жизни общества

 

1

 

10.

Итоговый контроль

   

1

Раздел 2

Культурные основы общества

11

   

11.

Что такое культура

 

1

 

12.

Основные типы культур

 

1

 

13.

Зачем нужна культура?

   

1

14.

Массовая и элитарная культуры

 

1

 

15.

Духовная жизнь общества как компоненты культурного развития

 

1

 

16.

Что такое народная культура?

 

1

 

17.

Роль средств массовой информации в современном обществе?

   

1

18.

Понятие массовая культура, ее основные признаки.

 

1

 

19.

Сказочные персонажи как проявление культуры общества на примере книги Джоан Ролинг «Гарри Поттер»

 

1

 

20.

Для чего нужно сохранять памятники культуры

 

1

 

21.

Итоговый контроль

   

1

Раздел 3

Что такое информационное общество и его влияние на духовно-нравственное воспитание

9

   

22.

Основные понятия информационного общества

 

1

 

23.

Роль информационной культуры в развитии общества

 

1

 

24.

Влияние информационной культуры на развитие личности школьника

   

1

25.

Влияние телевидения на формирование информационной культуры школьников

 

 

1

26.

Проявления влияния культуры на наше общество

 

1

 

27.

Информационная культура как отражение социальных процессов общества

 

1

 

28.

Понятие художественная культура

 

1

 

29.

Вклад С. Васнецова в художественную культуру России

 

1

 

30.

Итоговый контроль

   

1

Раздел 4

Человек и культура в современном мире

4

   

31.

Человек и культура

 

1

 

32.

Что такое культурное пространство

 

1

 

33.

Массовая культура и ее влияние на современного человека

   

1

34.

Связь религий и современных культур

 

1

 

35.

Итоговый контроль

1

 

1

 

Итого

35

24

11

 

Учебно-тематический план

 

7 класс  (35часов)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

В том числе

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

 

Раздел 1

Основные составляющие духовно-нравственного воспитания

9

   

2.

Понятие духовно-нравственного воспитания

 

1

 

3.

Цели и задачи духовно-нравственного воспитания

 

1

 

4.

Формирование духовно-нравственной личности

 

1

 

5.

Дискуссия на тему: «Безнравственный человек – значит бессовестный» (К.Д.Ушинский).

   

1

6.

Понятие нравственного воспитания

 

1

 

7.

Понятие духовного воспитания

 

1

 

8.

Различия и сходства духовно-нравственного воспитания

   

1

9.

Доброта творит чудеса

 

1

 

10.

Итоговый контроль

   

1

Раздел 2

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников»

12

   

11.

Ознакомление с терминами: воспитание, патриотизм, уважение прав и свобод человека.

 

1

 

12.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

 

1

 

13.

Презентации на тему: «Права и свободы нравственного развития общества»

   

1

14.

Духовно-нравственное воспитание в светской школе на основе традиций и ценностей православной культуры

 

1

 

15.

Общие понятия о православной духовности

 

1

 

16.

Понятие о христианской нравственности и ее отражение в межличностных отношениях и российской культуре

 

1

 

17.

Традиции религиозных культур народов России в духовно-нравственном воспитании школьников

   

1

18.

Общие понятия о духовных основах отечественной педагогики

 

1

 

19.

Основные принципы преподавания духовно-нравственных дисциплин в общеобразовательной школе

 

1

 

20.

Общие понятия о частных методиках и интерактивных технологиях по духовно-нравственному воспитанию: работа с иллюстративным материалом, с текстами различного содержания и пр.

 

1

 

21.

Общие представления о православной художественной культуре и ее роли в духовно-нравственном воспитании

 

1

 

22.

Итоговый контроль

 

1

 

Раздел 3

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ

8

   

23.

Что такое гражданско-патриотическое воспитание.

 

1

 

24.

Основные понятия воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

 

1

 

25.

Что такое трудолюбие

 

1

 

26.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

   

1

27.

Что такое экология и как нужно к ней относиться

 

1

 

28.

Ценность отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

 

1

 

29.

Что такое духовные ценности глазами школьника

   

1

30.

Основные ценностные установки (патриотизм; гражданственность; честь;

достоинство; свобода; семья)

 

1

 

31.

Что такое умение отвечать за свои поступки

 

 

1

32.

Уроки мужества

 

1

 

33.

Моя семья, отражение моей культуры

 

 

1

34.

Понятие ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

 

1

 

35.

Итоговый контроль

1

 

1

 

ИТОГО

35

25

10

Критерии оценки деятельности программы

В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени основного образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

-воспитательных результатов — тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрёл, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);

-эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).

При этом учитывается, что достижение эффекта — развитие личности обучающегося, формирование его социальных компетенций и т.д. — становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т.п.), а также собственным усилиям обучающегося.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.е. в защищённой, дружественной социальной среде, в которой школьник или подросток получает (или не получает) практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального или элементарного опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Критерии оценки публичной защиты программы

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому и от одной ступени к другой должен быть последовательным, постепенным.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего, и основного образования планируется достижение следующих результатов:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

-ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

-элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном состоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

-первоначальный или элементарный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

-опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

-опыт социальной и межкультурной коммуникации;

-начальные или элементарные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

-начальные или элементарные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

-нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

-уважительное отношение к традиционным религиям;

-неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

-способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском, подростковом и молодёжном обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков Других людей;

-уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

-знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

-ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

-ценностное и творческое отношение к учебному труду;

-элементарные представления о различных профессиях;

-первоначальные и элементарные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

-осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

-первоначальный и элементарный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

-потребности, начальные и элементарные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка или подростка видах творческой деятельности;

-мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

-ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

-элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

-первоначальный и элементарный личный опыт здоровье сберегающей деятельности;

-первоначальные и элементарные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

-знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

-ценностное отношение к природе;

-первоначальный и элементарный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

-элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

-первоначальный и элементарный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

-личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

-первоначальные и элементарные умения видеть красоту в окружающем мире;

-первоначальные и элементарные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

-элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

-первоначальный и элементарный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

-первоначальный и элементарный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

-первоначальный и элементарный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

-мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.


1. Розина О.В. Духовные основы русской культуры [Текст]: пособие для учителей: в 3 кн., со словарем и DVD диском. / О. В. Розина. – М., 2009.

2. Розина О.В. Православная культура в общеобразовательной школе. Сложные вопросы нового предмета [Текст]: сборник материалов для ответов, бесед и размышлений / О. В. Розина. – Кашира, 2007.

3. Розина О.В. Программа повышения квалификации и самоподготовки педагогов к проведению занятий по предмету «Духовно-нравственное воспитание и православная культура» - Изд. 3е, доп., М.,2010

3. Шугаев И. Один раз и на всю жизнь. Беседы со старшеклассниками о браке, семье, детях [Текст] / И. Шугаев. – М., 2004.

4. Янгичер В. Духовные основы русской культуры: DVD диски с беседами и иллюстративными материалами. / В. Янгичер. – М., 2010.

Интернет-ресурсы

Материально-техническое обеспечение

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения Количество Примечания
 
Мультемидийная установка 1  
 
Космьютер 1  
Наглядные материалы в виде презентаций 20