Категория: Педагогам
Просмотров: 3476

Введение

Тема повышения эффективности и качества образования и как следствие педагогического процесса, представляет обширное поле для изучения. Это обусловлено тем, что с развитием человеческого общества, происходит развитие всех форм деятельности. Развитие науки и техники, медицины и других неотъемлемых сфер жизнедеятельности, приводят к тому, что нужно повышать качество образования.

Безусловно, на ранней стадии человеческого образования, например, детский сад или школа, закладываются основы мышления, создается необходимый базис для дальнейшей жизни и обучения. Человек на протяжении всей своей жизни совершенствует и углубляет знания. И на всех стадиях нужно задумываться над тем, насколько эффективно ты получаешь, используешь и совершенствуешь свои знания.

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования.

Предметом и объектом настоящей работы является образовательный процесс и эффективное использование в нем новых технологий.

Цель – охарактеризовать новые образовательные технологии и их применение на практике.

Задачи:

Понятие и сущность новых образовательных технологий

Новые образовательные технологии и их характеристика

Использование информационно - образовательных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, позволяет повысить результативность обучения, интеллектуальный уровень учащихся, привить навыки самообучения, саморегуляции, самоорганизации, облегчить решение практических задач. У учителя появилась возможность увеличить наглядность в процессе преподавания, используя динамические модели. В процессе работы с моделями у учащихся возникают чувственные представления о процессах, явлениях и объектах. Именно эти чувственные представления помогают школьникам легче вспоминать большие объёмы информации, изученные на уроках с использованием новых информационных технологий. Применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать каждый урок по каждому школьному предмету нетрадиционным, ярким, насыщенным, легко запоминающимся [6].

Что же понимается под информационно - образовательной технологией? Сущность информационно-образовательных технологий

раскрывается через уточнение понятий: информация, информатизация общества, информатизация образования, технология, образовательные технологии, информационные технологии.

В современной науке существует много различных подходов к определению термина «информационные технологии» (ИТ). Данный термин связан с двумя понятиями: информация и технология.

В большом энциклопедическом словаре «технология» определяется как совокупность знаний о способах и средствах осуществления процессов, при которых происходит качественное изменение объекта. В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова приводится следующее определение: «технология - это совокупность процессов, приемов обработки или переработки материалов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве, а также научное описание способов производства» [4].

В широком современном понимании технологию определяют как способ реализации людьми конкретного сложного процесса путем разделения его на систему последовательных взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью достижение запланированного, гарантированного результата.

Образовательные технологии рассматриваются как один из видов человековедческих технологий и базируются на теориях философии, психологии, дидактики, менеджмента. Исследователями образовательных технологий за рубежом являются: Б. Блум, Д. Брунер, Д. Кэрролл, Д. Хамблин и др. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к обучению отражена в работах О.С. Анисимова, В.П. Беспалько, В.И. Боголюбова, и др. К сущностным характеристикам образовательных технологий относят: определение целей обучения на основе диагностики, отбор и структурирование содержания образования, и организацию всего хода обучения в соответствии с поставленными целями, возможность реализации обратной оперативной связи на основе оценки текущих и итоговых результатов.

Термин «информация» определяется в большом энциклопедическом словаре следующим образом: первоначально - это сведения, передаваемые от одного человека к другому устно, письменно или посредством каких-либо условных сигналов или с использованием каких-либо технических средств. С середины XX века понятие информации стало общенаучным [4]. Этим понятием стали обозначать любые сведения, передаваемые: от человека к человеку, от человека к автоматическому устройству, от одного автоматического устройства к другому, от одной клетки живого вещества к другой, от одного организма к другому, от одной организации к другой и т. п.

Информатизация общества раскрывается на основе философской теории технологического развития (Д. Белл, 3. Бжезинский, Е.Масуда, А.Тофлер и др.), обосновывающей процесс перехода от индустриального общества к информационному.

Информатизация образования - часть процесса информатизации общества, который обеспечивает сферу образования теорией и практикой использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания.

Термин «Информационные технологии» определяют, исходя из совокупности рассмотренных выше понятий: технологии и информации.

В научной литературе существуют различные трактовки этого понятия.

Так И.Г. Захарова определяет два понятия: «Информационные -

технологии» - система научных и инженерных знаний, а также методов и средств, которая используется для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации в предметной области и информационные технологии обучения - это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией [7].

В информатике информационная технология рассматривается как «процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Цель информационной технологии -производство информации для её анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия».

В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время, так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей.

В сфере образования информационные технологии использовались всегда, а в настоящее время складывается многоуровневая система представления информации на различных носителях, в которой тесно взаимодействуют традиционные и новые информационные технологии. Применение новых информационных технологий в процессе обучения рассматривается в работах зарубежных авторов (Р. Вильяме, К. Доулинг, М. Д. Роблиер и др.) [9].

Дидактическим и методическим вопросам использования информационных технологий обучения посвящены исследования отечественных учёных (С. А. Бешенков, А. И. Бочкин, И. В. Роберт и др.). Вопросы психолого-педагогического обоснования использования информационных технологий в учебном процессе раскрыты в работах Т. Н. Бруснецовой.

Существуют различные определения новых информационных технологий, применяемых в сфере образования. Разнообразие трактовок можно объяснить тем, что информационные технологии, используемые в образовательной практике, значительно отличаются друг от друга по заложенным в них теоретическим принципам, обучающим функциям и по способу их реализации.

Таким образом, под информационно - образовательными технологиями понимается совокупность информационно - компьютерных средств и способов, используемых в качестве доминантных в образовательных технологиях и способствующих достижению планируемых целей обучения и воспитания.

Классификация новых образовательных технологий

Классификация информационно - образовательных технологий проведена по доминантному способу взаимодействия учащихся с информационно - компьютерными средствами:

Рецептивно-образовательные технологии - односторонние, направленные только на приём разнообразной по типу учебной информации.

Интерактивно-образовательные технологии обеспечивают двустороннее взаимодействие между учеником и информационным средством. С точки зрения личностно-ориентированного подхода к образованию интерактивность - важнейшая функция средств обучения, предполагающая активное взаимодействие учащегося с используемым им средством и возможность оперативной обратной связи. В свою очередь, интерактивные информационно-образовательные технологии выделены нами в две группы: репродуктивно - и продуктивно-образовательные [7].

К первой мы отнесли компьютерные технологии, основанные на идеях программированного обучения (Б. Скинер, Н. А. Краудер, Ч. Куписевич, П. Л. Гальперин, Л. Н. Ланда, Н. Ф. Талызина и др.). Это демонстрационные и обучающие программы, тренажёры, тесты, электронные учебники, дидактические игры, предназначенные для освоения определенного учебного материала, заложенного в программы их авторами и используемые в основном для репродуктивной познавательной деятельности.

Вторую группу составляют информационно - образовательные технологии, используемые учениками в качестве инструментов продуктивной познавательной деятельности. Работая с ними, школьники выступают в роли разработчиков, самостоятельно добывающих и творчески конструирующих продукт познавательной деятельности. Планирование, принятие решения и самоконтроль процесса обучения осуществляется самими учащимися.

Теоретические исследования и образовательная практика позволили выделить следующие продуктивно-образовательные информационные технологии, которые целесообразно использовать для развития творчества учащихся в проектной деятельности: издательские системы, базы данных, электронные таблицы, компьютерная графика, музыкальные редакторы, технологии мультимедиа, программирование. На основе анализа информационно-образовательных технологий выделены их сущностные характеристики и функции [11].

Издательские системы (WinWord, PageMaker, Express Publisher и др.) - информационно-образовательная технология организации журналистско-издательской деятельности школьников, включающая в себя проектирование издания, литературное творчество, компьютерный набор и редактирование текста, его иллюстрирование и художественное оформление, моделирование макета печатной продукции, тиражирование.

Базы данных (dBase, Access, FoxPro, Works и др.) - создание учащимися систем хранения информации в различных предметных областях на основе структурирования данных и их исследование, основанное на автоматизации процессов поиска и сортировки информации по заданным признакам.

Электронные таблицы (SuperCalk, Framework, Excel и др.) — компьютерная технология, предоставляющая ученикам инструментарий для проведения математического моделирования явлений (процессов), основанного на графическом представлении информации и автоматическом пересчёте всех данных, связанных формульными зависимостями.

Графические редакторы (Paint, Adobe Photoshop, CorelDRAV, AutoCAD, Компас и др.) выступают в качестве технологии для выполнения работ учащимися по художественной компьютерной графике, анимации, геометрическому моделированию, конструированию.

Музыкальные редакторы (Cakewalk Pro Audio, Sound Forge Rebirth, Studio и др.), технология закрепления у учащихся знаний из различных музыкальных дисциплин (нотной грамоты, теории музыки, композиции, полифонии и др.), - позволяют моделировать деятельность композитора, аранжировщика, исполнителя.

Технологии мультимедиа (PowerPoint, FrontPage и др.) основаны на синтезе разнообразных сред (текст, звук, графика, анимация, видео), обеспечивают множественные каналы восприятия с информации. Необходимость создания учениками гиперссылок стимулирует установку логических связей между понятиями [11].

Программирование (ВаБЮ, РаБеа1 и др.) предполагает выполнение следующих работ: математическая постановка задачи, определение методов решения, составление сценария, разработка алгоритма, перевод алгоритма в программу, ввод текста программы в компьютер, тестирование и отладка, анализ полученных результатов, уточнение и доработка. Технология программирования требует от ученика глубоких знаний в предметной области, а также умения анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, планировать свою деятельность, склонность к прогнозированию, самоконтролю, самооценке, ответственности [12].

Проведенный анализ сущностных характеристик продуктивных информационно-образовательных технологий позволил выделить следующие функции: мотивационную, ориентирующую, моделирующую, интегративную, аналитико-процессуальную, продуктивную.

Применение продуктивных информационно-образовательных технологий повышает интерес у учащихся к содержанию проектной деятельности, к процессу её выполнения, к получению продуктивного результата; предполагает самостоятельность в постановке цели, поиске способов решения проблемы.

Рассмотренные технологии разнообразны по своему назначению, позволяют работать с различными видами информации, увеличивая свободу выбора содержания и информационных средств, способствуют индивидуализации образовательного процесса в соответствии с личностными интересами, способностями, особенностями умственной деятельности, расширяют интеграцию предметных областей, открывают для школьников новые возможности для информационного моделирования. Интерактивность, незамедлительная обратная связь между пользователем и информационно-компьютерным средством способствует развитию у учащихся самоконтроля в рефлексивной оценке конечных и промежуточных результатов, корректировки своих действий. Работа с продуктивными информационно-образовательными технологиями направлена на сотворение учениками собственного образовательного продукта. В процессе создания внешних продуктов происходит развитие внутренних навыков и способностей, личностных качеств ученика. Перечисленные характеристики и функции, продуктивных информационно-образовательных технологий свидетельствуют о возможности их влияния на развитие творчества учащихся [11].

Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

Новые образовательные технологии и методики их применения

Эффективность применения новых образовательных технологий

Для того чтобы разрабатываемые мультимедийные приложения были эффективны, стандарты должны гарантировать выполнение следующих базовых требований:

Особого внимания заслуживает проблема повышения интереса учащихся к работе с электронными образовательными продуктами и эффективному использованию возможностей телекоммуникаций в учебных целях. Решения можно искать в совместных образовательных проектах или сетевых ресурсах, поддерживающих коллективную работу учащихся.

Разработка таких программно-информационных средств является весьма дорогостоящим делом в силу его высокой наукоемкости и необходимости совместной работы высококвалифицированных специалистов: преподавателей, психологов, компьютерных дизайнеров, программистов.

Использование вычислительной техники расширяет возможности человека, однако оно является лишь инструментом, орудием решения задач. Сама возможность компьютеризации учебного процесса возникает тогда, когда выполняемые человеком функции могут быть адекватно воспроизведены с помощью технических средств.

Между тем, использование современных компьютерных и телекоммуникационных технологий зачастую не имеет достаточного научно-педагогического обоснования, создание информационных ресурсов происходит стихийно, а также просматривается недостаточная изученность негативных факторов использования этих технологий [6].

С методической точки зрения отдельное электронное издание/ресурс в самом общем виде справедливо называть электронным учебным пособием. Пока это творчество авторов, определяющих по своему усмотрению методическую нишу собственного продукта. Отсюда кажущееся жанровое разнообразие: обучающая программа, автоматизированная обучающая система, репетитор, интерактивный урок, электронная школа и т. д.

В связи с этим представляется разумным на первом уровне классифицировать учебные ЭИР с дидактической точки зрения, привязываясь к классическим компонентам учебного процесса: информация, практикум, аттестация.

Безусловно, одно ЭИР может объединять получение информации с элементами аттестации (тестирование), а также обеспечивать практические занятия - эксперименты, решение задач, подготовку литературного труда. Такие продукты вернее всего называть электронным курсом [2].

В то же время имеется значительное количество ЭИР, обеспечивающих отдельный компонент учебного процесса. Чаще всего это достаточно сложные и объемные продукты, нацеленные на практические занятия. Например, ЭИР, посвященные эксперименту и объединяемые общим названием виртуальная лаборатория. Широко распространен также термин электронный тренажер, определяющий продукт, предназначенный для развития практических навыков и умений.

Отправной точкой при анализе возможностей компьютерных технологий обучения являются два очевидных соображения:

Компьютер не заменяет преподавателя и в обозримом будущем заменить не сможет.

Действительно, интеллектуальное техническое средство в известной степени моделирует деятельность преподавателя. Но эта модель далека от мощной «экспертной системы» специалиста-предметника, тем более она не претендует на роль педагога-воспитателя. Компьютер способен исполнять некоторые функции, ранее присущие только преподавателю: анализировать действия обучаемого и выдавать подсказку, задавать вопросы и оценивать ответ, отвечать на вопросы, раскрывая те или иные темы предметной области. Конечно, круг вопросов и тем, число вариаций определены заранее. Специалист же может ответить почти на любой вопрос, в т. ч. и неудачно сформулированный. Причем ответ будет дан в формулировке, соответствующей возможностям ученика, с учетом многих внешних обстоятельств и факторов его личности.

Электронное издание не должно дублировать книгу, напротив, ЭИ должно быть нацелено на задачи, которые полиграфические издания не решают [2].

Когда книги попросту нет, крайне полезен и электронный текст. Применение компьютера для воспроизведения текстовых образовательных продуктов оправдано, если книга малодоступна (редкая, новая) или такой книги вообще не существует. Достаточно часто требуется множество источников, каждый из которых используется в небольшом объеме и далеко не ежедневно, так что держать под рукой большую библиотеку нецелесообразно. Компьютер в сети решает все перечисленные проблемы, дополняя возможности классической библиотеки информационными ресурсами, которых нет в полиграфическом исполнении, устраняя неудобства удаленности хранилища и сводя к минимуму затраты на поиск нужного материала. И уж совсем очевидными преимущества электронного представления становятся в случае, когда информация по предметной области быстро изменяется, например, в новых областях знаний и технологий.

Одна из главных задач создателей ЭИР для образования - максимальная эффективность нового продукта [10].

Ясное понимание возможностей компьютера дает в руки аппарат для методического анализа и формирования требований к электронным изданиям. По существу, компьютер дает нам:

Учебные электронные издания и ресурсы (или просто электронный учебник) обеспечивают программируемый учебный процесс и включают все виды учебной деятельности: получение информации, практические занятия в известных и новых формах, аттестацию.

Активное взаимодействие пользователя с учебным продуктом является главным преимуществом компьютерных технологий обучения. Представляется, что уровень интерактивности, другими словами - уровень активности пользователя при работе с электронным образовательным изданием/ресурсом может служить одним из важнейших показателей развитости, качества ЭИР с методической точки зрения. Таким образом, рассматривать эффективность использования новых педагогических инструментов имеет смысл, исходя из уровня интерактивности как базового инструмента компьютерных технологий обучения [1].

Доминантой развития компьютерных технологий обучения является резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы. В свою очередь, эффективность самостоятельной работы во многом определяется уровнем активности обучаемого. Понятно, что в учебной работе активность пользователя нужно стимулировать. Появление компьютера не просто продолжило тенденцию - грань между аудиторной и самостоятельной работой размывается, рождается новая форма -самоаттестация, все компоненты обучения объединяются обратными связями.

Действительно, работа с персональным компьютером (ПК) по определению самостоятельная. Однако нетрудно представить занятия в компьютеризованной аудитории под управлением и с содержательным участием преподавателя. В то же время, компьютер - интеллектуальное устройство, он способен выполнять функции, ранее присущие только преподавателю: анализировать действия учащегося, подсказывать, отвечать на вопросы, оценивать усвоение материала. Получается, что и в аудитории, и дома учебный процесс квантуется на малые отрезки, которые с той или иной степенью условности можно относить либо к самостоятельному получению знаний, либо к моменту общения с преподавателем. В перспективе просматриваются методы проектной деятельности учащихся, которые интегрируют самостоятельную работу и работу с преподавателем. Качественное отличие компьютера - интеллектуальность, позволило организовать самоаттестацию. Наконец, крайне важно, что на любом этапе обучаемый может легко вернуться к предыдущему компоненту (например, проблемы с практикой или аттестацией - обращение к исходной информации) [1].

Практическая ценность образования тем выше, чем больше у учащегося умений устанавливать межпредметные связи и в нынешних условиях информационного взрыва - самостоятельно получать новые знания, умения, навыки. Здесь компьютер может стать одним из ключевых инструментов.

С точки зрения преподавателя компьютерные технологии не только снимают рутинные проблемы, но позволяют перейти от вещания к творческой дискуссии с учениками, совместным исследованиям, новым формам обучения, в целом - к более творческой работе.

С точки зрения обучаемого компьютерные технологии значительно индивидуализируют учебный процесс, увеличивают скорость и качество усвоения учебного материала, существенно усиливают практическую ценность, в целом - повышают качество образования.

Стремительное развитие сетевых информационных технологий, кроме заметного снижения временных и пространственных барьеров в распространении информации, также открыло новые перспективы и в сфере образования [10].

Можно с уверенностью утверждать, что в современном мире имеет место тенденция слияния образовательных и информационных технологий и формирование на этой основе принципиально новых интегрированных технологий обучения, основанных, в частности, на Интернет-технологиях.

В настоящее время в области информатизации образования основное внимание фокусируется на проблемах создания эффективных и полноценных электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Акцент на полноценность не случаен. Речь идет не о поиске и получении текстовой информации из удаленного источника. Полноценность в данном случае подразумевает реализацию «дома» (вне учебной аудитории) таких видов учебной деятельности, которые раньше можно было выполнить только в школе или университете: изучение нового материала на предметной основе, лабораторный эксперимент, текущий контроль знаний с оценкой и выводами, а также многое другое, вплоть до коллективный учебной работы удаленных пользователей [1].

С технической точки зрения ЭОР - это совокупность программ и данных, с точки зрения потребителя - это контент, т. е. совокупность содержательных элементов, представляющих объекты, процессы, абстракции, которые являются предметом изучения. Контент, как правило, дополняется элементами управления, которые позволяют перемещаться по содержательному массиву, т. е. переходить от одного его фрагмента к другому. Организацию перемещения (в общем случае -нелинейного) с помощью этих элементов принято называть навигацией.

Итак, эффективные электронные образовательные продукты должны содержать высоко интерактивный, мультимедийно насыщенный контент, поддерживаемый моделирующими (управляющими) программами. И при этом необходима сетевая доступность, т. е. возможность распространения таких продуктов в Интернете.

Разработка новой архитектуры высоко интерактивных, мультимедийно насыщенных электронных учебных продуктов для распространения в Интернете является нетривиальной задачей. Однако даже с решением этой задачи актуализируется вторая сторона проблемы: требуется унификация спецификаций форматов и интерфейсов, программных компонентов и технологий разработки ЭОР для обеспечения их совместного хранения, каталогизации, поиска в целях реализации доступа и использования в любом месте в любое время.

Вторая, специфичная для образования проблема состоит в необходимости индивидуального подхода к каждому учащемуся, требуется также учитывать разнообразие запросов и возможностей преподавателей. Иными словами, необходимо обеспечить возможность построения в массиве предметных знаний индивидуальной образовательной траектории, а также авторского учебного курса.

Успешно решать перечисленные проблемы позволяет специальная архитектура ЭОР, определяемая как открытая образовательная модульная мультимедиа система.

Модульная система представляет собой электронный образовательный ресурс модульной архитектуры. При этом каждый модуль является автономным, содержательно и функционально полным образовательным ресурсом, предназначенным для решения определенной учебной задачи. Итак, основным принципом организации данных в модульной системе является разделение совокупного контента по предмету на автономные модули по тематическим элементам и компонентам учебного процесса (получение информации, практические занятия, контроль) [2].

Каждый модуль может иметь измененный аналог по исполнению (технологическому, методическому, содержательному), посвященный одному и тому же тематическому элементу учебного курса по данному предмету, но содержащий более детальное представление информации или альтернативный научный подход или другие методики подачи материала.

Электронный учебный модуль представляет собой вполне законченный мультимедиа продукт, решающий определенную учебную задачу.

Для того чтобы несколько отдельно взятых модулей составили целостный электронный курс по предмету, они должны иметь унифицированную архитектуру и стандартизованные внутренние и внешние параметры.

Кроме электронных учебных модулей, содержащих образовательный контент по предмету, открытая образовательная модульная мультимедиа система предусматривает еще так называемый «модуль методической поддержки». Такой модуль задает последовательность подачи материалов, составляющих курс обучения по определенной траектории. Он может также содержать файлы с методической информацией по курсу. При этом должна быть определена последовательность изучения учебных тем и установлена методическая совместимость используемых электронных модулей. Нарушение этих правил может привести к ситуации, когда изучение очередного тематического элемента не обеспечено необходимыми исходными знаниями/умениями. Модуль методической поддержки предназначен для решения данной проблемы [1].

Программные компоненты модульной системы образуют функциональную среду, обеспечивающую хранение, поиск, выбор и воспроизведение отдельных электронных модулей. Такое построение электронного обучающего курса дает возможность преподавателю построить авторский учебный курс и создать индивидуальную образовательную траекторию учащегося: благодаря наличию аналогов исполнения электронных учебных модулей в открытой модульной системе (ОМС) возможно выбрать их оптимальную с персональной точки зрения комбинацию для курса по предмету.

Поскольку каждый учебный модуль автономен, а система открыта, ОМС является динамически расширяемым образовательным ресурсом, не требующим сколь-нибудь существенной переработки в целом при изменении содержательных или технических внешних условий.

Наконец, модульный принцип построения ЭИР открывает перспективы определенной унификации и стандартизации, сулящие выгоды и пользователю, и разработчику. Иными словами, каждый электронный модуль - это самостоятельный учебный продукт объемом несколько Мбайт, так что получение его по сетевому запросу не представляет принципиальных трудностей даже для узкополосных (низкоскоростных) компьютерных сетей.

Таким образом, решается основная задача новых педагогических технологий - увеличение времени общения с учащимися в аудитории. Иными словами - рост творческого компонента в деятельности преподавателя, переход от вещания к дискуссии. Ключом к решению этой задачи является перенос некоторых традиционно аудиторных видов занятий в сектор самостоятельной учебной работы.

Основные методики применения новых образовательных технологий

Ориентация на новые цели образования - компетенции - требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближения изучаемых тем к реальной жизни и поисков путей решения возникающих проблем.

Результаты проведенного исследования, а также анализ научно-педагогической литературы по данной проблеме позволили сделать вывод, что объективные потребности общества делают актуальным широкое внедрение личностно ориентированных развивающих технологий [3]. При таком обучении формируются и развиваются такие качества, как самостоятельность студентов, ответственность за принятие решений; познавательная, творческая, коммуникативная, личностная активность учащихся, определяющие поведенческие качества компетентного работника на рынке труда и способствующие социализации личности.

В условиях развивающего обучения необходимо обеспечить максимальную активность самого учащегося в процессе формирования ключевых компетенций, так как последние формируются лишь в опыте собственной деятельности. В соответствии с этим многие исследователи связывают инновации в образовании с интерактивными методами обучения, под которыми понимаются «... все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия каждого ученика» [4].

Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) - означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные и активные методы имеют много общего. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения

В общем, интерактивный метод можно рассматривать как самую современную форму активных методов.

К интерактивным методам могут быть отнесены следующие: дискуссия, эвристическая беседа, «мозговой штурм», ролевые, «деловые» игры, тренинги, кейс-метод, метод проектов, групповая работа с иллюстративным материалом, обсуждение видеофильмов и т.д.

Метод проектов

Проектная деятельность обучающихся среди современных педагогических технологий, с нашей точки зрения, является наиболее адекватной поставленным целям образования - формированию ключевых компетенций. Метод проектов можно рассматривать как одну из личностно ориентированных развивающих технологий, в основу которой положена идея развития познавательных навыков учащихся, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод применим при наличии действительно значимой проблемы (практической, научной, творческой, жизненной), для решения которой необходим исследовательский поиск (Е.С. Полат) [8].

Практико-ориентированные задания повышают эффективность образовательного процесса за счет повышения мотивация к освоению данной области познания, которая проявляется только в условиях личностно значимых для обучающихся.

В отличие от учебно-исследовательской деятельности, главным итогом которой является достижение истины, работа над проектом нацелена на всестороннее и систематическое исследование проблемы и предполагает получение практического результата - образовательного продукта. Продуктом может быть видеофильм, альбом, плакат, статья в газете, инструкция, театральная инсценировка, игра (спортивная, деловая), web-сайт и др. Проектная деятельность предполагает подготовку докладов, рефератов, проведение исследований и других видов творческой деятельности. В процессе выполнения проекта обучающиеся используют не только учебную, но и учебно-методическую, научную, справочную литературу. Роль обучающего сводится к наблюдению, консультированию и направлению процесса анализа результатов в случае необходимости.

В ходе выполнения проекта обучающийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс; при этом происходит как закрепление имеющихся знаний по предмету, так и получение новых знаний. Кроме того, формируются надпредметные компетенции: исследовательские (поисковые), коммуникативные, организационно-управленческие, рефлексивные, умения и навыки работы в команде и др.

Кейс-метод

Кейс-метод (Case study) - это техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных, бытовых или иных проблемных ситуаций (от англ. case -«случай»). При работе с кейсом обучающиеся осуществляют поиск, анализ дополнительной информации из различных областей знаний, в том числе связанных с будущей профессией.

«Суть его заключается в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает не только какую-нибудь практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений» [13].

В кейс-методе происходит формирование проблемы и путей её решения на основе пакета материалов (кейса) с разнообразным описанием ситуации из различных источников: научной, специальной литературы, научно-популярных журналов, таких как «Наука и жизнь», СМИ и др. В кейсе содержится неоднозначная информация по определенной проблеме. Такой кейс одновременно является и заданием, и источником информации для осознания вариантов эффективных действий (Ю.П. Сурмин, Г.Л. Багиев, В.Н. Наумов, С.М. Самарина, С.А. Калугина). Кейс-метод по отношению к другим технологиям можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, менее сложные методы познания. В него входят: моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, дискуссии, игровые методы и др. В качестве задания обучающемуся (или группе обучающихся) можно предложить сделать доклад, подготовить проект или компьютерную презентацию. В сущности, кейс интегрирует рассмотренные ниже методы.

Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает, как показывает практика, позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала.

При работе с кейсом у обучающихся формируются следующие компоненты ключевых компетенций: умения решать проблемы, общаться, применять предметные знания на практике, умение вести переговоры, брать на себя ответственность, толерантность, рефлексивные умения.

Исследовательский метод

Формирование творческой личности, обладающей креативным мышлением, в современных условиях является актуальной задачей. В связи с этим всё более предпочтительными становятся поисковые методы: исследовательский и эвристический (частично-поисковый), в основе которых лежит проблемное обучение. Эти методы в наибольшей степени удовлетворяют требованиям компетентностного подхода, направленного на развитие активности, ответственности и самостоятельности в принятии решений. Оба эти метода сходны между собой; различие состоит в степени самостоятельности обучающихся [8].

Исследовательская форма проведения занятий с применением элементов проблемного обучения предполагает следующую деятельность обучающихся:

Данный подход дает возможность понять ход научного исследования, различной трактовки полученных данных и нахождения правильной, соответствующей реальности, точки зрения.

При исследовательском методе от обучающихся требуется максимум самостоятельности. Следует, однако, отметить, что в группах с различным уровнем знаний обучающихся, особенно на начальном этапе изучения предмета, целесообразно применять эвристические методы при активном участии преподавателя. Эвристическими могут быть беседы, лабораторные работы, задачи, предполагающие самостоятельный поиск обучающимися новых знаний.

Исследовательская деятельность позволяет сформировать такие ключевые компетенции, как умения творческой работы, самостоятельность при принятии решений, развивает наблюдательность, воображение, умения нестандартно мыслить, диалектически воспринимать явления и закономерности окружающего мира, выражать и отстаивать свою или групповую точку зрения.

Дискуссии

Учебные дискуссии представляют собой такую форму познавательной деятельности обучающихся, в которой субъекты образовательного процесса упорядоченно и целенаправленно обмениваются своими мнениями, идеями, суждениями по обсуждаемой учебной проблеме. Дискуссии как форма взаимодействия субъектов обучения в последнее время находят все большее применение в практической деятельности преподавателей в профессиональных образовательных учреждениях различной ступени подготовки. Их целесообразно использовать при проведении проблемных учебных конференций, симпозиумов, в обсуждении проблем, имеющих комплексный межпредметный характер. Содержание докладов, сообщений может быть связано с изучаемым материалом, но может и выходить за рамки программы, в том числе иметь профессиональную направленность [8].

Дискуссия делает возможным использовать элементы педагогики сотрудничества по типу «обучающий - обучающийся» и «обучающийся - обучающийся», в которой стираются противоположности между позициями обучающего и обучающихся, а кругозор участников образовательного процесса становится общим достоянием.

Во время дискуссии формируются следующие компетенции: коммуникативные (умения общаться, формулировать и задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, уважение и принятие собеседника и др.), способности к анализу и синтезу, брать на себя ответственность, выявлять проблемы и решать их, умения отстаивать свою точку зрения, т. е. навыки социального общения и др.

Игровые методики

Игра - вид деятельности, который присущ и детям, и взрослым, поэтому использование данного вида деятельности в образовательном процессе известно давно, однако важным является применение такого аспекта этой деятельности, который способствует появлению непроизвольного интереса к познанию основ естественных наук. При этом должно происходить серьезное и глубинное восприятие изучаемого материала. Игра не должна привести к неправильному пониманию той или иной проблемы, обучающиеся должны проникнуться сложностью изучаемого материала и понимать, что процесс учения является не только интересной игрой. Использование разных типов игр -деловых, имитационных, ролевых для разрешения учебных проблем вносит разнообразие в течение предметного образовательного процесса, вызывает формирование положительной мотивации изучения данного предмета. Игра стимулирует активное участие обучающихся в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных [8].

При этом происходит освоение участниками игры нового опыта, новых ролей, формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность, ответственность.

Метод «мозгового штурма»

Данный метод, направленный на генерирование идей по решению проблемы, основан на процессе совместного разрешения поставленных в ходе организованной дискуссии проблемных задач. Задание может содержать профессионально значимый или междисциплинарный вопрос. При этом все идеи и предложения, высказываемые участниками группы, должны фиксироваться на доске (или большом листе бумаги), чтобы затем их можно было проанализировать и обобщить. Последовательное фиксирование идей позволяет проследить, как одна идея порождает другие идеи. Дух соревновательности активизирует мыслительную деятельность обучающихся [8].

По окончании «штурма» все предложенные идеи (решения) подвергаются анализу, в котором участвует вся группа. Метод «мозгового штурма» позволяет вовлекать в активную деятельность максимальное число обучающихся. Применение данного метода возможно на различных этапах урока: для введения новых знаний, промежуточного контроля качества усвоения знаний, закрепления приобретённых знаний (на обобщающем занятии по конкретной теме курса).

«Мозговой штурм» является эффективным методом стимулирования познавательной активности, формирования творческих умений обучающихся как в малых, так и в больших группах. Кроме того, формируются умения выражать свою точку зрения, слушать оппонентов, рефлексивные умения.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что обучающему целесообразно сочетать различные методы и формы организации образовательного процесса, чтобы достичь наибольшего эффекта от их использования [8].

Рассмотренные интерактивные методы могут быть применимы при обучении различным дисциплинам в профессиональных образовательных учреждениях как среднего, так и начального, и высшего профессионального образования для формирования компетенций. А в своей концептуальной основе - при проектировании инновационных педагогических технологий, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных профессиональных кадров.

Заключение

Использование информационно - образовательных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, позволяет повысить результативность обучения, интеллектуальный уровень учащихся, привить навыки самообучения, саморегуляции, самоорганизации, облегчить решение практических задач. У учителя появилась возможность увеличить наглядность в процессе преподавания, используя динамические модели. В процессе работы с моделями у учащихся возникают чувственные представления о процессах, явлениях и объектах. Именно эти чувственные представления помогают школьникам легче вспоминать большие объёмы информации, изученные на уроках с использованием новых информационных технологий.

Под информационно - образовательными технологиями понимается совокупность информационно - компьютерных средств и способов, используемых в качестве доминантных в образовательных технологиях и способствующих достижению планируемых целей обучения и воспитания.

Технологии разнообразны по своему назначению, позволяют работать с различными видами информации, увеличивая свободу выбора содержания и информационных средств, способствуют индивидуализации образовательного процесса в соответствии с личностными интересами, способностями, особенностями умственной деятельности, расширяют интеграцию предметных областей, открывают для школьников новые возможности для информационного моделирования.

Для того чтобы разрабатываемые мультимедийные приложения были эффективны, стандарты должны гарантировать выполнение следующих базовых требований:

Интерактивный метод можно рассматривать как самую современную форму активных методов.

К интерактивным методам могут быть отнесены следующие: дискуссия, эвристическая беседа, «мозговой штурм», ролевые, «деловые» игры, тренинги, кейс-метод, метод проектов, групповая работа с иллюстративным материалом, обсуждение видеофильмов и т.д.

Рассмотренные интерактивные методы могут быть применимы при обучении различным дисциплинам в профессиональных образовательных учреждениях как среднего, так и начального, и высшего профессионального образования для формирования компетенций. А в своей концептуальной основе - при проектировании инновационных педагогических технологий, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных профессиональных кадров.

Список источников: