Меню

Ребенок, будучи дошкольником, усваивает определенный порядок вещей и навыки, привыкает к заведенному образу жизни. Однако, когда приходит время поступать в школу, происходит коренное изменение всего жизненного уклада. Именно поэтому и существует проблема его готовности к школе и последующей адаптации. Помимо бытовых условий, к которым ребенок уже привык, появляется новая необходимость – научиться ответственности и усвоению знаний, которые даются в школе.

Ведь дошкольник, несмотря на то, что имел до этого определенные обязанности и соблюдал ряд требований, которые ему выставляли при воспитании родители, начинает нести качественно новые обязательства и должен соответствовать всем тем изменениям, которые на порядок выше его обыденной жизни, в которой он существовал ранее. В данный период времени в жизни бывшего дошкольника происходит возникновение таких элементов как учение, обязательной, ответственной деятельности, для которой жизненно необходим систематический организованный труд; помимо этого данная деятельность обуславливает возникновение для ребенка таких задач как последовательное, преднамеренное усвоение знаний, которые обобщены и систематизированы в основах наук, а также видоизменение и построение новой структуры познавательной деятельности.

Помимо личностного восприятия ребенка новых изменений, связанных с поступлением в школу, существует еще и социально–правовой аспект, когда ребенок уже воспринимается в качестве полноценного субъекта правоотношений с окружающими людьми, он в данном случае – человек, который ступил на первую ступень развития, в дальнейшем он станет обретать навыки и получать знания, которые в конечном итоге помогут ему стать зрелым гражданином своего государства.

Соответственно изменившемуся положению ребенка и появлению у него новой ведущей деятельности — учения — перестраивается весь повседневный ход его жизни: беспечное времяпрепровождение дошкольника сменяется жизнью, полной забот и ответственности, — он должен ходить в школу, заниматься теми предметами, которые определены школьной программой, делать на уроке то, что требует учитель; он должен неукоснительно следовать школьному режиму, подчиняться школьным правилам поведения, добиваться хорошего усвоения положенных по программе знаний и навыков.

Проблема готовности детей к обучению в школе является актуальной в связи с тем, что от ее решения зависит успешность последующего школьного обучения. Значение данной проблемы возрастает с переходом к обучению в школе детей шестилетнего возраста.

Следует учесть, что определять уровень того, насколько ребенок готов к школе следует в конкретных ситуациях:

– для того, чтобы выявить психофизиологические особенности развития ребенка и разработать индивидуальный подход к учебно–воспитательной деятельности;

– выявить пробелы и проблемы готовности, для того, чтобы провести развивающую работу, направленную на то, чтобы сократить и предотвратить школьную неуспеваемость и дезадаптацию;

–распределить детей по классам, где критерием такого распределения будет выступать зона ближайшего развития, это, в свою очередь, обеспечит оптимальный режим развития для каждого ребенка;

–для того, чтобы выявить неготовность ребенка и отсрочить его поступление в школу, в случае, если ребенок не достиг семи лет.

отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школе (при условии, что им еще не исполнилось 7 лет).

Диагностика уровня готовности к получению школьных знаний, несмотря на множество подходов и практическое отсутствие унифицированных методик следует воспринимать как комплексную систему.

Совокупность методов диагностики готовности к школьному обучению тем не менее, можно классифицировать таким образом, что будут выделены следующие способы:

– тесты школьной зрелости;

– тесты достижений и тесты способностей;

– методы определения сформированности психологических предпосылок овладения учебной деятельностью [3].

Одной из составляющих системы мониторинга является проблема определения уровня готовности ребенка - дошкольника к обучению в школе и его индивидуальных особенностей. Результаты мониторинга готовности детей к обучению в школе позволяют нам выявить особенности психофизического развития детей, с целью определения индивидуального подхода к ним в процессе моделирования психолого - педагогической работы в подготовительной группе, а также эффективно организовать развивающую работу, направленную на профилактику школьной дезадаптации. Единого взгляда на то, какие диагностические методики должны входить в систему мониторинга готовности к школе, на современном этапе развития системы образования – нет, поэтому их выбор остается прерогативой дошкольного учреждения. Однако, следует учитывать, что обязательным требованием к построению системы мониторинга является экономичность, обеспечиваемая включением в диагностический комплекс только тех методик, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в максимально короткие сроки.

Ряд ученых и специалистов выделяют достаточным критерием школьной зрелости достижение определенной степени морфологического развития – биологической зрелости (определяемой, например, по смене молочных зубов или по наступлению у ребенка полуростового скачка – увеличением интенсивности роста конечностей). Другие в качестве критерия называют познавательное развитие, а именно наличие определённых умений и навыков, необходимых для обучения в школе. Большинство авторов считали и считают определяющим уровень психического и прежде всего личностного развития. В определении Л.А. Венгера, понятие «готовность к обучению в школе» звучит как определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разный [2].

Мониторинг как правило, включает:

– диагностику физиологической готовности к школе – уровень развития основных функциональных систем организма ребенка.

– диагностику психологической готовности, т.е. изучение уровня развития: восприятия; внимания; памяти; мышления; воображения; речи; круга знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей среды.

– диагностику социальной, или личностной, готовности, т.е. изучение: уровня развития эмоционально-волевой сферы; уровня развития коммуникативных навыков; мотивации к обучению; самооценки.

В дошкольном возрасте складываются важнейшие способности и характеристики качеств личности, которые в дальнейшем будут выступать основой для осмысленной продуктивной деятельности и взаимодействия с социальным окружением:

—      творческие способности, отражающие общее отношение ребенка к окружающему миру как к объекту преобразования и открытия, которые проявляются в игре, конструировании, рисовании, художественных видах деятельности, в оригинальности замысла, фантазии и воображении, нестандартности решений;

—      любознательность, познавательная активность, исследовательский интерес, имеющие непосредственное отношение к формированию содержательной учебно-познавательной мотивации;

—      инициативность (самостоятельность, свобода, независимость), которая проявляется в игровой деятельности и общении, в конструировании, рисовании, лепке, в решении элементарных социальных и бытовых задач в том, насколько ребенок способен самостоятельно организовать свою деятельность, выбрать род занятий и партнеров, инициировать и воплотить свой замысел в реальную ситуацию;

—      социальный интеллект, социально-психологическая компетентность, которые проявляются в способности взаимодействовать и соорганизовываться с другими людьми, понимать их эмоции и чувства, разрешать конфликтные ситуации, выстраивать продуктивные отношения, быть открытым, доброжелательным, уважительно относиться к другому человеку, уметь регулировать свои эмоции и т. д.;

—      позитивный образ «Я», положительное самоотношение, восприятие своих достоинств, уверенность в собственных силах;

—      ответственность, способность организовывать себя и свою деятельность в соответствии с принятым решением, понимание последствий собственных действий;

—      произвольность психических процессов, волевая регуляция поведения, способность осознанно следовать правилам [4].

Таким образом, «готовность к школе» представляет собой главный итог (результат) дошкольного образования и необходимое условие вхождения ребенка в школьную жизнь. Она должна рассматриваться как комплексное образование, включающее в себя физическую, личностную, интеллектуальную виды готовности.

Физическая готовность ребенка к школе характеризуется через его состояние здоровья, определенный уровень морфофункциональной зрелости организма, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности его «тонкой моторики», физическую и умственную работоспособность [1].

Личностная готовность — это сформированность определенного уровня произвольности поведения, общения, самооценки и мотивации учения (познавательной и социальной); социально-психологические качества личности ребенка — активность, инициативность, самостоятельность, ответственность, умение слушать другого и согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами, умение работать в группе.

Интеллектуальная готовность представляет собой необходимый для продуктивного включения в учебную деятельность уровень развития различных видов мышления, воображения, внимания, памяти, речи, в том числе таких форм, как наглядно-образное, наглядно-схематическое, словесно-логическое мышления, овладение умственными действиями и операциями. Кроме того, интеллектуальная готовность предполагает наличие у детей представлений о мире людей, вещей, природе.

К перечисленным видам готовности необходимо прибавить мотивационную готовность – желание ребенка учиться, познавать, проявлять свою любознательность и умственную активность, которое соединяется с формирующимся к концу дошкольного детства желанием «взрослости», когда ребенок стремится к новому социальному статусу «школьника».

Мониторинг готовности ребенка к школьному обучению требует участия нескольких специалистов (педагога, психолога, медицинского работника). Психологическая готовность определяется путем оценки уровня психического, личностного и деятельностного развития, который проявляется в сформированности у ребенка необходимых предпосылок для включения в учебную деятельность, построения отношений в новом для него коллективе сверстников и с учителями, освоения содержания образования. На основе данных мониторинга разрабатываются рекомендации для педагогов и родителей по оптимальной поддержке детей в начале обучения в школе, а также фиксируются «стартовые» учебные возможности первоклассников. Данные стартового мониторинга об уровне готовности первоклассников к школьному обучению являются объективной информацией для оценки эффективности работы учителей начальной школы и принятия обоснованных решений, связанных с обеспечением качества школьного образования [5].

Необходимо помнить, что продуктивность мониторинга связана с определением оптимального набора показателей, позволяющих осуществлять надежный прогноз успешности обучения первоклассника в начальной школе, а также выстраивать индивидуальную программу психолого-педагогической поддержки ребенка в начале обучения в школе.

Все показатели подразделяются на два блока:

–        показатели готовности первоклассников к обучению в школе;

–        контекстные показатели, связанные с индивидуальными особенностями учащихся, спецификой учебного процесса, особенностями класса и образовательного учреждения, характеристиками семей учащихся [6].

В свою очередь показатели готовности первоклассников к обучению в школе делятся на три группы.

Первая группа показателей относится к рассмотрению общего развития ребенка и включает определение психофизиологической и интеллектуальной зрелости, сформированности предпосылок овладения грамотой и математикой (то есть конкретных механизмов, обеспечивающих усвоение школьной программы), а также наличие у ребенка учебных навыков, полученных до школы.

Вторая группа показателей относится к внутриличностным особенностям детей и позволяет выделить базовые отношения ребенка к самому себе и ситуации школьного обучения, к взаимодействию со сверстниками и взрослыми. К этой группе относятся личностная, социальная, эмоциональная зрелость.

Третья группа показателей (дополнительная) характеризует адаптационные ресурсы ребенка: здоровье первоклассника, семью как ресурс школьной успешности ребенка и цену адаптации [7].

Таким образом, в заключение можно сделать следующие основные выводы:

Проблема готовности ребенка к школьному обучению на сегодняшний день не только не утратила своей актуальности, но и напротив, занимает первостепенное значение. Наряду с данной проблемой актуальным является и мониторинг готовности детей. Диагностику следует рассматривать как комплексную систему и, следовательно, обращать внимание, как на психофизиологический, так и на интеллектуальный уровень развития, а также на личностные особенности каждого ребенка. Только тогда будет возможно подобрать оптимальный подход и программу обучения ребенка, включающую как дошкольное воспитание и образование, так и дальнейшее школьное обучение.

Список источников:

  • Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб., 2009.
  • Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание, - 1995, - №8, стр. 66-74.
  • Каменская, В. Г. К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению / В. Г. Каменская, С. В. Зверева. - СПб. : Детство-пресс, 2004.
  • Кравцова Е., Кравцов Г. Готовность к школе // Дошкольное воспитание, 1991, №7, стр. 81-84.
  • Пуляевская, О. В. Познавательные функции детей с разной межполушарной асимметрией мозга в период подготовки к школьному обучению: автореф. дис. ... канд. психол. наук / О. В. Пуляевская. -Иркутск, 2003.
  • Стожарова, М. Ю. Предшкольное образование: модели и реальность/ М. Ю. Стожарова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
  • Хапачева С. М., Дзеверук В. С. Социально-психологическая готовность детей к школе как значимый компонент общепсихологической готовности ребенка к школьному обучению // Концепт. - 2014. - № 12
© 2024. Логопед-дефектолог Елена Платонова