Печать
Категория: Одаренные дети
Просмотров: 169

Выявление одаренных детей является, прежде всего, приоритетным для государства. Так как именно талантливая молодежь – это будущее нашего государство и его развитие в самых различных областях и сферах. Так как интеллектуальный потенциал, инновационная и творческая мобильность обеспечивают не только достижение новых ресурсов, но и правильное использование, и применение уже имеющихся [1].

Ключевым направлением в современном образовании, в связи с этим является выявление и поддержка талантливого подрастающего поколения. «Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности, о необходимости развивать творческую среду» [3].

Поэтому возникает потребность создать оптимальные условия для того, чтобы дети развивались и применялись необходимые педагогические меры, позволяющие еще более расширить и ускорить этот процесс, начиная уже с дошкольного возраста.

Выявление талантливых детей является довольно продолжительным процессом, связанным с анализом развития конкретного ребенка. Однако проблема состоит в том, что вряд ли возможно осуществить эффективную идентификацию одаренных детей посредством использования какой–либо процедуры, носящий одноразовый характер – к примеру, тестирование или анкетирование. Естественно, следует прилагать усилия для осуществления постепенного, поэтапного поиска талантов, начиная с дошкольных учреждений и далее, основной упор следует делать на общеобразовательные учреждения [4].

Тут также кроется и этический аспект – нельзя одного ребенка идентифицировать как «одаренного», а другого – «неодаренного». Так как не у каждого человек талант проявляется в детстве, поэтому никаких «прогнозов» делать в принципе не рекомендуется.

С учетом вышесказанного могут быть сформулированы следующие принципы выявления талантливых детей:

1) комплексность – то есть, оценка должна осуществляться не только с какой–то одной стороны, а со всех сторон сразу, учитываться должны все черты характера и особенности ребенка;

2) продолжительность – наблюдение не должно носить разовый характер, оно должно быть постоянным какое–то время, чтобы выявить те или иные способности, причем в разрезе различных условий и обстоятельств;

3) индивидуальность – создание тех условий, в которых предположительно лучше всего будут раскрыты склонности, интересы, способности конкретного ребенка;

4) тренинговые методы, которые направлены на развитие способностей ребенка и снятие психологических «преград» и т. д.;

5) привлечение для оценки способностей ребенка специалистов, профессионально разбирающихся в определенной области или сфере, в которых происходит проявление таланта ребенка;

6) применение экологически валидных методов психодиагностики, имеющих дело с оценкой реального поведения ребенка в реальной ситуации, таких как: анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент [2].

Процесс выявления одаренности должен обязательно основываться на комплексном подходе. При этом могут быть задействованы самые разнообразные методы: применение различных вариантов метода наблюдения за детьми, специальных психодиагностических тренингов, экспертного оценивания поведения детей учителями, родителями, воспитателями, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия, экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей профессионалами, организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т.п., проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного вида таланта [3].

Можно выделить два этапа выявления талантливых детей:

Стоит отметить, что довольно часто одаренность ребенка остается неоцененной и незамеченной, так как ребенок, одаренный в одной сфере, может показывать очень посредственные результаты в учебной деятельности. А большинство судят об одаренности именно по успехам в учебе. Однако это в корне ошибочный подход. Ведь учебная деятельность – это лишь одна сфера, где могут проявиться таланты ребенка. Однако она не ключевая в этом плане. Поэтому следует учитывать, что одаренность выступает потенциалом, а достижения в учебной деятельности является лишь одним из проявлений этого потенциала [5].

Можно выделить следующие основные препятствия в выявлении и поддержке талантов: кадровый дефицит; низкая мотивация учителей; слабое развитие системы дистанционного обучения в рамках сопровождения одаренных школьников; ограниченность ресурсов в регионах и малонаселенных пунктах.

Детская талантливость является сложным и многоаспектным явлением. Выявление талантливых детей должно осуществляться в рамках комплексной и индивидуализированной программы идентификации талантливого ребенка. Подобного рода программа предполагает использование множества различных источников информации, анализ процесса развития ребенка на достаточно длительном отрезке времени, а также применение валидных методов психодиагностики. В частности, диагностика талантливости должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка. Более того, предъявляются особые требования к специалистам, работающим с одаренными детьми, и предполагает соответствующие формы подготовки этих специалистов [1].

У многих детей высокая степень одаренности сразу в нескольких сферах. По мнению психологом, каждый талантлив хотя бы в одной. Но выявив свои способности в чем–то одном, нельзя останавливаться. Необходимо развиваться в других областях и направлениях. Ведь только сам человек, поверив в себя, может достичь успеха, ни смотря ни на что.


Список источников:

  1. Головчин, М.А. Образование: региональные проблемы качества управления / М.А. Головчин, Г.В. Леонидова, А.А. Шабунова. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2012. - 197 с.
  2. Головчин, М.А. Уровень развития научно-образовательного пространства в регионах России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2012. - № 5. - С. 197-205.
  3. Головчин М. А. Соловьева Т. С. Организация выявления и сопровождения одарённых детей в образовательных учреждениях// Проблемы развития территории. – 2013. – № 5. – С. 88–95.
  4. Леонидова, Г.В. Генерализация знаний талантливой молодёжи в интересах интеллектуализации человеческого капитала: методы и формы осуществления // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2011. - № 1. - С. 90-100.
  5. Суднева О. Ю. Одаренные дети: особенности и сложности развития// Современные исследования социальных проблем. – 2012. – № 11. – С. 1–10.