Печать
Категория: Одаренные дети
Просмотров: 164

Личностно–ориентированная образовательная среда представляет собой такое специфическое пространство, в котором созданы все условия для того, чтобы личность обучающихся формировалась и развивалась с учетом индивидуальных особенностей, направленности, способностей.

Одаренные дети обладают ярко выраженными способностями и талантами в одной или сразу нескольких сферах, в связи с этим важно создать для их обучения личностно–ориентированную среду, чтобы не только иметь возможность обучать их, но и формировать необходимые навыки, развивать способности и имеющиеся таланты. Этим обусловлена актуальность темы работы [3].

Новизна и практическая значимость выражаются в том, что в работе с учетом имеющихся теоретических разработок и положений описывается практический опыт по созданию личностно–ориентированной образовательной среды для одаренных детей в виде конкретного алгоритма, который в обобщенном виде затем может использоваться практикующими педагогами и иными субъектами образовательного процесса в дальнейшем. Приведены четкие механизмы реализации такого алгоритма и динамика изменений, новообразований, сформировавшихся в ходе его использования. 

Как показывает личностный и практический опыт педагога, дети лучше всего запоминают и усваивают любую информацию, если она, условно говоря, «пропущена» через эмпирический опыт, который обуславливает индивидуальное восприятие и субъективную оценку, а также уяснение сути/смысла передаваемой информации [2].

Кроме того, единожды показав ребенку подобную модель восприятия и дальнейшей обработки информации, педагог способствует тому, что у него формируются стойкая привычка любую информацию «примерять» на себя, на свою ситуацию и пропускать через свой жизненный опыт, уже самостоятельно вырабатывать те или иные примеры, ситуации, в который можно применить получаемую информацию, а также выбирать определенные способы и альтернативы практического использования полученных знаний[1].

И так, для того, чтобы создать социальные условия для личностно–ориентированной образовательной среды, необходимо придерживаться следующих правил:

Кроме того, упор следует делать и на соблюдение основных правил личностного отношения педагога к обучающимся:

Кроме того, в процессе обучения играет значительную роль использование проектной деятельности, в том числе проектной деятельности с творческим уклоном – как пример, организация театральной постановки и т. д.

При этом групповая работа в проектной деятельности:

В результате реализации выше обозначенного алгоритма, была достигнута положительная динамика: коллектив стал более сплоченным, дети научились творчески подходить к решению даже самых нестандартных ситуаций и задач, правильно соотносить теоретические знания и полученный лично эмпирический опыт и каждую ситуацию оценивать ни как абстрактную задачу, а как реальную жизненную ситуацию, возникающую в обыденной жизни.

Ранее обучающиеся смотрели на задачи слишком узко, отсутствовал по большей степени творческий подход и личностное восприятие и оценка знаний и ситуаций, проблемных задач.

В дальнейшем полученный позитивный опыт может быть перенят для повсеместного использования в других коллективах и образовательных учреждениях.


Список источников:

1 Вейс Т. П., Фуртаева Е. И. Проблема социализации личности студента в учреждениях профессионального образования // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Вып. 2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. – С. 77.
2 Егорова Т. Г. Образовательная среда как педагогический феномен // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2013. – №2
3 Лактионова Е. Б. Образовательная среда как условие развития личности и ее субъектов // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2010. № 128. С. 40-54.
4 Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.