Меню

Актуальность изучения данной темы обуславливается тем, что математическое развитие является значимым компонентом формирования «картины мира» ребёнка. Математика - это мощное средство коррекции и компенсации недостатков интеллектуального развития.

Цель данной работы заключается в ознакомлении читателя с ролью фигурок «Моя семья» в развитии математических представлений у детей с ОВЗ.

В ряд поставленных задач входит:

  • определиться с тем, что из себя представляет ребёнок с ОВЗ;
  • ознакомиться с фигурками «Моя семья»;
  • ознакомиться с игровыми приёмами формирования математических представлений у детей с ОВЗ;
  • отметить перспективы полученных знаний.

Основные положения работы

Дети с ОВЗ

Аббревиатура ОВЗ расшифровывается как ограниченные возможности здоровья. Из самого названия следует, что ребенок с ОВЗ имеет особенности физического или умственного развития, которые препятствуют его нормальной жизнедеятельности. Ограничения могут касаться физиологических, психологических или сенсорных возможностей ребенка.

Часть нарушений является врожденной, обусловленной генетически или последствиями родовых травм. Другие стойкие изменения здоровья могут возникнуть в период роста детей и связаны с заболеваниями, травмами, тяжелыми психическими переживаниями.

Заболевания ОВЗ могут носить хронический характер. В этом случае родителям необходимо принимать все меры к тому, что научить ребенка жизни с ограничениями, умению приспособиться к дефекту и справляться с ним.

В других ситуациях ограничения носят временный характер и после устранения их причин, ребенок возвращается к обычному образу жизни.

Дети с ограниченными возможностями здоровья не всегда являются инвалидами, хотя эти два понятия связаны и пересекаются между собой. Ребенок может быть признан инвалидом, если имеет стойкие хронические нарушения здоровья, длительно препятствующие возможности нормальной жизнедеятельности. Таким образом, инвалид – более узкое понятие. Статус ребенка-инвалида дает права на получение специальных социальных выплат и гарантий.

Описание фигурок «Моя семья»

Данный набор включает в себя от 12 до 74 фигурок, среди которые имеются следующие фигурки:

  • папа;
  • мама;
  • девочка;
  • мальчик;
  • малыш;
  • котик.

Фигурка может иметь один из следующих цветов:

  • синий;
  • фиолетовый;
  • жёлтый;
  • зелёный;
  • красный;
  • оранжевый.

Также стоит отметить, что фигурки сделаны из пластмассы, а ко всему набору прилагается инструкция.

Применение фигурок к формированию математических представлений

Фигурки «Моя семья» идеально подходят для формирования математических представлений ребёнка с ОВЗ, так как они обладают следующими свойствами:

1. Все фигурки должного размера, что не будет способствовать отвлечению ребёнка от основного процесса.

2. Все фигурки имеют яркий и привлекательный цвет.

3. Ни одна из фигурок не обладает сложной геометрической формой, что должно поспособствовать быстрому изучению фигурки ребёнком.

Блок № 1. Количество. Формирование представлений о количестве ограничено дочисловым периодом обучения. Дети учатся составлять группу из отдельных однородных предметов и выделять из них один предмет, правильно отвечать на вопрос «Сколько?». Существует следующая игра, в которой дошкольники учатся решать эти задачи.

Образование множества из отдельных фигурок и выделение предмета из множества «Фигурки». Дети учатся выделять одну из фигурок, например, котика, из всей группы. Также ребёнок может учиться составлять группу предметов по форме или цвету. Фигурки нужно описывать терминами «один», «много». «Папа и мальчик».

Блок №2. Форма. Для ребенка геометрические фигуры – это эталоны, пользуясь которыми он определяет форму предметов и их частей. Знакомство детей с геометрическими фигурами надо рассматривать в плане сенсорного восприятия формы этих фигур, что в дальнейшем позволит использовать их в как эталоны в познании формы окружающих предметов. Детей нужно учить сначала: различать геометрические фигуры, а потом уже называть их. Знакомя с геометрическими фигурами, их нужно предъявлять попарно.

Одно из таких занятий – найти пару. В данном упражнении дети учатся воспринимать, зрительно сопоставлять форму. Берём любую фигурку, после чего просим найти фигурке пару по форме (мама к маме, папа к папе и т.д.). В случае чего, корректируем ребёнка.

Блок №3. Ориентировка в пространстве. Данный блок учит ребёнка ориентироваться в пространстве, а точнее понимать, где право, а где лево, где верх, а где низ и так далее.

В данном занятии стоит опираться на ориентированность в пространстве как фигурок, так и самого ребёнка, задавая и получая ответ на следующие вопросы «Скажи пожалуйста, котёнок находится от тебя слева или справа?» или «Кто находится спереди, жёлтая или зелёная фигурка?».

Перспективы

Таким образом, дидактические игры, разнообразные по своему содержанию, целевому назначению и возрастным возможностям, являются важным средством коррекционно-развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста. Они способствуют не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о величине. Целостное развитие ребенка-дошкольника с ОВЗ представляет собой многогранный процесс, в котором особую значимость приобретает личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития. Математика - это мощное средство коррекции и компенсации недостатков интеллектуального развития. Математическое развитие является составной частью умственного развития, которое не может осуществляться вне личностного, речевого и эмоционального.

© 2024. Логопед-дефектолог Елена Платонова