Категория: Дополнительное образование
Просмотров: 481

Аннотация

Программа  платного курса логопедической работы разработана с учётом требований и положений, изложенных в следующих документах:

Пояснительная записка

Задачи обучения детей родному языку определяются, прежде всего, той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством общения людей, познания окружающего мира. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие. У детей возникает потребность познать свойства родного языка, чтобы получить возможность более точно и свободно выражать свои мысли, понимать собеседника, обогащать себя всем тем, что уже создано народом - носителем этого языка.

Языковое образование и речевое развитие учащихся - это широкая социальная задача. Под развитием речи в узком смысле понимается овладение учащимися совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме. При этом знания и умения по языку и речеведению составляют для учащихся фундамент, на котором происходит овладение речевыми умениями. Важно подчеркнуть еще и то обстоятельство, что для школьника родной язык - это не только предмет изучения, но и средство обучения другим дисциплинам. На уроках русского языка учащиеся овладевают общеучебными умениями, связанными с полноценной речевой деятельностью. Фактически все специальные речевые умения младшего школьника - умение анализировать прочитанное, устанавливая причинно-следственные связи и обобщая существенное, умение составлять план, создавать текст - повествование, описание или рассуждение с учетом его структуры, подробно, сжато или выборочно передавать его содержание - являются для него и общеучебными умениями. Поэтому речевая направленность обучения родному языку понимается и как установка на овладение средствами познания.

Таким образом, основная задача обучения родному языку - развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.

Данная программа предназначена для индивидуальной  логопедической работы с детьми 6 - 8 лет, испытывающих трудности в произношении звуков:

свистящих С, 3, Ц, С', 3'

шипящих Ш, Ж

соноров Л, Л', Р, Р'

сонорышипящих Ч, Щ

Весь материал, представленный в программе рассчитан от 10 до 60 занятий (количество занятий подбирается индивидуально для каждого) составлен с учетом возрастных особенностей учеников и зависит от нарушения звукопроизношения.

У обучающихся, испытывающих затруднения в звукопроизношении, наблюдается отставание в развитии так называемых вводных навыков, необходимых для успешного обучения, в том числе и речевых. К речевым навыкам относят умение четко, в соответствии с нормой, произносить все звуки речи, различать их на слух, выделять из слова; наличие достаточного словарного запаса и полной сформированности грамматического строя; умение связно высказываться по темам, доступным пониманию ребенка.

Актуальность программы обусловлена тем, что организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения

Новизна данной программы заключается в следующем:

Значимость заключается в создании условий для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности детей 6 - 8 лет

Цель программы:

Задачи программы:

Основные методы работы на занятии - методы обучения в группе:

- игровые,

- наглядно - демонстрационные,

- словесные.

Формы проведения занятий:

- индивидуальная.

Ожидаемый результат:

Метапредметные результаты:

- сравнение;

- анализ;

- синтез;

- классификация и обобщение по родовидовым признакам;

- установление аналогий и причинно-следственных связей;

- построение рассуждений;

- отнесение к известным понятиям.

10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

Предметные результаты:

Коммуникативные результаты:

В итоге логопедической работы дети должны научиться:

- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной группы;

- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка;

- использовать в спонтанном обращении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);

- пользоваться сформированными коммуникативными умениями и навыками в речи (задавать вопросы, сравнивать, обобщать, делать выводы, рассуждать, доказывать);

- владеть элементарными графическими навыками;

- уметь хорошо ориентироваться в пространстве, на листе бумаги.

Объем образовательной нагрузки

Реализация программы осуществляется поэтапно в соответствии с целями и задачами логопедического воздействия.

Каждый этап распределен по месяцам, определено количество занятий, необходимых для данного этапа работы.

Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности.

Количество занятия в неделю - 2, количество детей в подгруппе – 1.

Продолжительность 1 занятия – 30 минут.

Направление работы

Ко-во занятий

I. Подготовительный этап

Выработка четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовку органов артикуляции к постановке тех или иных звуков.

1-15

II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков –

Автоматизация поставленных звуков

Постановка нарушенных звуков, используя различные способы: имитационный, механический, смешанный (11-50)

изолированное произношение

1-5

в слогах

1-5

в словах

1-5

В словосочетаниях

1-4

в предложениях

1-4

в тексте

1-5

Дифференциация

изолированных звуков

1-4

в слогах, в словосочетаниях

1-4

в предложениях, в тексте

1-5

III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков

Автоматизация поставленных звуков в спонтанной речи.

1-4 занятия

Постановка звуков происходит в такой последовательности, которая определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме:

свистящие С, 3, Ц, С', 3'

шипящий Ш

соноры Л, Л'

шипящий Ж

соноры Р, Р'

шипящие Ч, Щ

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

Коррекционные занятия проводятся в специализированном кабинете логопеда. В процессе проведения коррекционных занятий используются дидактический материал: индивидуальные бланки с образцами заданий, индивидуальные бланки для выполнения заданий.

Перечень учебно-методических средств обучения:

  1. Кондратенко И.Ю., Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте. М.: Айрис - пресс           2005г.

Дополнительно программа обеспечена:

-        методическими видами продукции (разработки игр, бесед);

-        дидактическими материалами;

-        пособиями для индивидуальной работы;

-        таблицами;

-       компакт диски с развивающими образовательными технологиями: «Коррекция письменной речи младших школьников»