Меню

Аннотация

Программа  платного курса логопедической работы разработана с учётом требований и положений, изложенных в следующих документах:

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса  (приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении  федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования») п.19.7.
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
  • Инструктивное письмо  министерства  образования Российской Федерации от 14.11.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".

Пояснительная записка

Задачи обучения детей родному языку определяются, прежде всего, той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством общения людей, познания окружающего мира. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие. У детей возникает потребность познать свойства родного языка, чтобы получить возможность более точно и свободно выражать свои мысли, понимать собеседника, обогащать себя всем тем, что уже создано народом - носителем этого языка.

Языковое образование и речевое развитие учащихся - это широкая социальная задача. Под развитием речи в узком смысле понимается овладение учащимися совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме. При этом знания и умения по языку и речеведению составляют для учащихся фундамент, на котором происходит овладение речевыми умениями. Важно подчеркнуть еще и то обстоятельство, что для школьника родной язык - это не только предмет изучения, но и средство обучения другим дисциплинам. На уроках русского языка учащиеся овладевают общеучебными умениями, связанными с полноценной речевой деятельностью. Фактически все специальные речевые умения младшего школьника - умение анализировать прочитанное, устанавливая причинно-следственные связи и обобщая существенное, умение составлять план, создавать текст - повествование, описание или рассуждение с учетом его структуры, подробно, сжато или выборочно передавать его содержание - являются для него и общеучебными умениями. Поэтому речевая направленность обучения родному языку понимается и как установка на овладение средствами познания.

Таким образом, основная задача обучения родному языку - развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.

Данная программа предназначена для индивидуальной  логопедической работы с детьми 6 - 8 лет, испытывающих трудности в произношении звуков:

свистящих С, 3, Ц, С', 3'

шипящих Ш, Ж

соноров Л, Л', Р, Р'

сонорышипящих Ч, Щ

Весь материал, представленный в программе рассчитан от 10 до 60 занятий (количество занятий подбирается индивидуально для каждого) составлен с учетом возрастных особенностей учеников и зависит от нарушения звукопроизношения.

У обучающихся, испытывающих затруднения в звукопроизношении, наблюдается отставание в развитии так называемых вводных навыков, необходимых для успешного обучения, в том числе и речевых. К речевым навыкам относят умение четко, в соответствии с нормой, произносить все звуки речи, различать их на слух, выделять из слова; наличие достаточного словарного запаса и полной сформированности грамматического строя; умение связно высказываться по темам, доступным пониманию ребенка.

Актуальность программы обусловлена тем, что организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения

Новизна данной программы заключается в следующем:

  • Наличие для её реализации комплекта дидактического и раздаточного материала, занимательного игрового материала на каждом этапе обучения;
  • Возможность гибкого использования данного комплекта: детьми, педагогами, родителями;
  • Возможность использования данных пособий полностью или частично, в зависимости от конкретных условий, что создает альтернативу жесткой зарегламентированной модели обучения;

Значимость заключается в создании условий для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности детей 6 - 8 лет

Цель программы:

  • Обеспечить высокий уровень речевого развития личности учащихся;
  • Автоматизировать звуки;
  • Создать в образовательном учреждении благоприятные условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального развития личности.

Задачи программы:

  • Ø Развитие связной речи,
  • Ø Фонематического восприятия,
  • Ø Пространственного ориентирования,
  • Ø Артикуляционной моторики,
  • Ø Речевого дыхания
  • Ø Постановка и автоматизация звуков

Основные методы работы на занятии - методы обучения в группе:

- игровые,

- наглядно - демонстрационные,

- словесные.

Формы проведения занятий:

- индивидуальная.

Ожидаемый результат:

Метапредметные результаты:

  • Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
  • Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
  • Способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  • Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
  • Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве — Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
  • Овладение следующими логическими действиями:

- сравнение;

- анализ;

- синтез;

- классификация и обобщение по родовидовым признакам;

- установление аналогий и причинно-следственных связей;

- построение рассуждений;

- отнесение к известным понятиям.

10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

Предметные результаты:

  • Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
  • Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
  • Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
  • Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
  • Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
  • Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

Коммуникативные результаты:

  • Включение ребенка в целенаправленный логопедический процесс.
  • Формирование артикуляционной базы речи.
  • Формирование первоначальных умений и навыков правильного произнесения звука на специально подобранном материале.
  • Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
  • Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.

В итоге логопедической работы дети должны научиться:

- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной группы;

- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;

- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка;

- использовать в спонтанном обращении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);

- пользоваться сформированными коммуникативными умениями и навыками в речи (задавать вопросы, сравнивать, обобщать, делать выводы, рассуждать, доказывать);

- владеть элементарными графическими навыками;

- уметь хорошо ориентироваться в пространстве, на листе бумаги.

Объем образовательной нагрузки

Реализация программы осуществляется поэтапно в соответствии с целями и задачами логопедического воздействия.

Каждый этап распределен по месяцам, определено количество занятий, необходимых для данного этапа работы.

Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности.

Количество занятия в неделю - 2, количество детей в подгруппе – 1.

Продолжительность 1 занятия – 30 минут.

Направление работы

Ко-во занятий

I. Подготовительный этап

Выработка четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовку органов артикуляции к постановке тех или иных звуков.

1-15

II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков –

Автоматизация поставленных звуков

Постановка нарушенных звуков, используя различные способы: имитационный, механический, смешанный (11-50)

изолированное произношение

1-5

в слогах

1-5

в словах

1-5

В словосочетаниях

1-4

в предложениях

1-4

в тексте

1-5

Дифференциация

изолированных звуков

1-4

в слогах, в словосочетаниях

1-4

в предложениях, в тексте

1-5

III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков

Автоматизация поставленных звуков в спонтанной речи.

1-4 занятия

Постановка звуков происходит в такой последовательности, которая определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме:

свистящие С, 3, Ц, С', 3'

шипящий Ш

соноры Л, Л'

шипящий Ж

соноры Р, Р'

шипящие Ч, Щ

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

Коррекционные занятия проводятся в специализированном кабинете логопеда. В процессе проведения коррекционных занятий используются дидактический материал: индивидуальные бланки с образцами заданий, индивидуальные бланки для выполнения заданий.

Перечень учебно-методических средств обучения:

  • Анищенкова Е.С., Практическое пособие по исправлению звукопроизношения.-М.:АСТ: Астрель. 2009. - 158, 2 с: ил.
  • Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.-280 с: ил
  1. Кондратенко И.Ю., Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте. М.: Айрис - пресс           2005г.
  • Коноваленко В,В., Коноваленко С.В.,- Домашняя тетрадь для закрепления произношения звуков. Пособие для логопедов. Издательство Гном, 2016.
  • Морозова И.А., Пушкарёва М.А., Логопедический букварь.- М.:Стрекоза,2009.-128с., ил.
  • Панченко И.И., Особенности фонетико-фонематического анализа расстройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно-коррекционных мероприятий при дислалических и дизартрических нарушениях речи. // Расстройства речи и голоса в детском возрасте. / Сб. научн. тр. М.: Просвещение         1973г.
  • Фомичева М.Ф., Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для логопедов и воспитателей - 4 - е изд., М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997.-320с.

Дополнительно программа обеспечена:

-        методическими видами продукции (разработки игр, бесед);

-        дидактическими материалами;

-        пособиями для индивидуальной работы;

-        таблицами;

  • - ноутбук;

-       компакт диски с развивающими образовательными технологиями: «Коррекция письменной речи младших школьников»

© 2024. Логопед-дефектолог Елена Платонова