Меню

Аннотация

Программа «Социальное воспитание учащихся (5 - 7 классы)», разработана с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах:

1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

2. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса (приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 № 976 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»);

 

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования») п.19.7.;

4. Коджаспирова Г. М. Словарь психолого-педагогический: Безопасность образовательной среды. – М. : Экон-Информ, 2010. – 208 с.

5. Мудрик А. В. Социальная педагогика : учебник для студ. высших учебных заведений. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Академия, 2007. – 224 с.

6.Мустаева Ф. А. Основы социальной педагогики : учебник для студ. высших педагогических учебных заведений – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Академический проект, 2001. – 416 с.

7.  Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 480 с

Пояснительная записка

Образовательная программа – это инструмент управления качеством образовательного процесса, ориентирована на решение образовательных задач,  таких, как обеспечение взаимосвязи основных компонентов  учебно-воспитательного процесса, дополнительного образования и самообразования; управление взаимодействием всех участников образовательного процесса: администрации, преподавателей, родителей.

Основная цель школы – это обеспечение такого уровня подготовки обучающихся школы, который дает возможность выбора путей социальной адаптации.

Данная образовательная программа  позволяет обеспечить удовлетворение образовательных запросов жителей по месту расположения образовательного учреждения, а также прочих жителей на получение образования, обеспечивающего условия для формирования широко образованной личности обучающегося, ее саморазвития и самореализации, адаптации учащихся к условиям системы  непрерывного образования.

Педагогический коллектив ориентируется на максимальную реализацию индивидуальных способностей и возможностей обучающихся, приводит в согласование ценности школы и системы образования в целом.

Образовательная программа необходима администрации, чтобы координировать деятельность участников образовательного процесса, повышать престиж образовательного учреждения, делать школу открытой социуму.

Образовательная программа необходима учителям, чтобы видеть ответственность за результат образовательной деятельности, определять меры взаимодействия с обучающимися, с их родителями.

Образовательная программа необходима родителям (законным представителям) для удовлетворения запросов образования их детей.

Образовательное учреждение вносит изменения и дополнения в образовательную программу, направленную на усовершенствование результатов, предварительно рассмотрев их на педагогическом совете школы.

Актуальность программы

Курс “Социальное воспитание” вводится в качестве обязательного учебного предмета (по выбору школы) либо в качестве системы внеурочных занятий. В последнем случае он призван заменить проводимые классными руководителями “воспитательные часы” и другие внеклассные мероприятия целостной системой занятий, четко ориентированной на интересы и потребности учащихся этого возраста.

Планируемое количество часов: 1 час в неделю, 35 часов в год, т. е. в 5—7-х классах — 105 часов.

Введение программы “Социальное воспитание ” должно способствовать более эффективному решению задач, связанных с социальной адаптацией школьников младшего подросткового возраста.

Новизна программы определяется - расширением самостоятельности учащихся в различных сферах жизнедеятельности как на основе сознательного доверия взрослых к их умениям и возможностям, так и в результате уменьшения внимания некоторых родителей к своим детям по мере их взросления.

Значимость выражается в:

  • - значительно более широким кругом общения учащихся как в школе, так и вне ее;
  • - возникновением чувства взрослости, часто не совпадающего с реальным процессом взросления (школьники этого возраста, как правило, переоценивают свои умения, знание жизни, свой опыт);
  • - стремлением утвердиться, заявить о себе активными действиями (однако, чтобы получить признание окружающих, они действуют не в одиночку, а в группе);
  • - часто совершаемыми противоправными действиями (при этом наблюдается тенденция вовлечениявзрослыми школьников этого возраста в преступную деятельность);
  • - тревожной тенденцией распространения среди школьников 5—7-х классов употребление алкоголя и наркотиков;
  • - невозможностью полного контролирования младших подростков учителями и родителями (в силу своей неопытности и неосторожности они подчас становятся жертвами насилия).

Все перечисленные факторы показывают настоятельную необходимость помочь младшим подросткам адаптироваться к окружающей их жизни наименее болезненно — не путем проб и ошибок, подчас трудно исправляемых, а путем своевременного приобретения необходимых знаний и социального опыта. Это позволило бы школьникам уверенно действовать в различных жизненных ситуациях наиболее целесообразным и безопасным для себя и окружающих способом, не выходя за рамки закона; осуществлять свои жизненные планы, не вступая в конфликт с обществом.

Название программы “Социальное воспитание” отражает его задачи и особенности. Словом “социальное” подчеркивается направленность программы на социализацию школьников, а словом “воспитание” — ведущая роль практических и воспитательных форм деятельности учащихся на уроках данного программы.

Рассмотрим основные черты программы “Социальное воспитание”.

Мысленно оценивая систему этико-правового образования и итоги проведенного эксперимента, заметим, что именно этот курс наиболее необычен, эффективен и является “изюминкой” системы.

На уроках программы рассматривается совокупность вопросов этики и права, составляющих содержание второго этапа системы правового образования.

Ведущими задачами воспитания в данном курсе являются: становление у учащихся правовой и гражданской культуры, гуманистических нравственных ориентиров, их социализация и профилактика правонарушений.

Программа “Социальное воспитание” призван способствовать становлению школьника как личности, обладающей чувством собственного достоинства, уважающей жизнь, свободу и достоинство других людей, законопослушной и ответственной.

В его содержании значительное внимание уделяется характеристике современной России и жизни родного края. Рассмотрение этих вопросов ориентировано не только на получение учащимися необходимых сведений об окружающей их жизни, но и на формирование у них гражданского самосознания.

Целью программы являются: гуманистическая направленность; соответствие возрастным особенностям, интересам и потребностям учащихся; практически-прикладная ориентированность.

Задачи программы “Социальное воспитание” решаемые при ее реализации:

  • - нравственное отношение человека к живому;
  • - нравственное отношение к жизни и здоровью человека;
  • - нравственные принципы отношений между людьми;
  • - необходимость уважения частной жизни человека и его индивидуальности;
  • - нравственный долг человека перед Родиной; экономика и нравственность.

Методы и приемы. Основа для приобщения учащихся к этим проблемам — углубленная (по сравнению с первым этапом) учебно-воспитательная деятельность учителя, в процессе которой раскрываются следующие жизненно-смысловые ценности, составляющие ядро гуманистической этики: жизнь человека, его здоровье, свобода и достоинство, его индивидуальность; родные и близкие люди, их любовь и забота; добрые отношения с окружающими людьми, взаимопонимание, дружба; Отечество — страна, где ты родился, с народом которой ты связан общей историей, традициями; малая родина — город, в котором ты живешь, с его историей, особенностями быта, традициями и отличительными чертами характера его жителей; красота города — источник духовного развития, предмет гордости; окружающая природа как условие жизни и здоровья людей, богатство общества; красота природы — источник вдохновения; мир между людьми, основанный на уважении прав человека; труд, дающий радость творчества, источник благосостояния человека, его семьи, города, страны; ценность созданного трудом.

Формы проведения занятий. В программе “Социальное воспитание” выделено три темы (11—12 часов на каждую), в каждой из которых ведется работа по приобщению учащихся к гуманистическим ценностям (в одну тему объединены близкие по смыслу ценности). Это создает условия для более полного раскрытия (по сравнению с первым этапом) этических ценностей и связанных с ними морально-нравственных проблем.

Ожидаемый результат.

Метапредметные результаты: При таком количестве часов, выделенных на одну тему, открывается возможность сочетания разнообразных форм и методов преподавания, алгоритм последовательности которых создан с учетом психологии становления ценностных ориентации личности.

На втором этапе этическое образование и нравственное воспитание учащихся нацелены на формирование у них устойчивых нравственных ориентиров и установок.

Предметные результаты: Каждая тема включает несколько модулей, характеризующихся локализацией содержания (в модуле раскрывается лишь часть темы, один из ее аспектов) и наличием целостной “технологической цепочки”.

Коммуникативные результаты: Это позволяет создать свой вариант планирования программы, наиболее соответствующий специфике класса, педагогическому почерку и профессионализму учителя.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ПЯТЫЙ КЛАСС

Раздел 1

Чудо жизни, счастье жизни. Жизнь и здоровье человека под охраной закона

1.

Модуль 1. Чудо жизни на Земле

2.

Модуль 2. Естественное право человека на жизнь

3.

Модуль 3. Война против человека и человечности

Раздел 2

Мы все — разные. Индивидуальные-особенности людей. Личные права человека. Равноправие.

4.

Модуль 1. Человек неповторимый

5.

Модуль 2. Национальные корни человека

6.

Модуль 3. Вера и свобода совести

Раздел 3

Человек среди людей. Роль социальных норм в поведении человека.

7.

Модуль 1. Человек среди людей

8.

Модуль 2. Опасность агрессивности в отношениях между людьми

9.

Модуль 3. Роль социальных норм в жизни человека

 

ШЕСТОЙ КЛАСС

Раздел 1

Нравственные основы отношений между людьми

1.

Модуль 1. Я и моя семья

2.

Модуль 2. Я и мое поколение

3.

Модуль 3. Я и моя страна

Раздел 2

Гражданин России. Права и обязанности граждан

4.

Модуль 1. Отечество мое

5.

Модуль 2. Гражданин России

6.

Модуль 3. Права и обязанности граждан России

Раздел 3

Мой город, улицы, дома и школа

7.

Модуль 1. Мой город сквозь призму времени

8.

Модуль 2. Дом, в котором мы живем

9.

Модуль 3. Наша школа

СЕДЬМОЙ КЛАСС

Раздел 1

Жизнь и здоровье человека под охраной закона

1.

Модуль 1. Война против человека и человечности

2.

Модуль 2. Человек в природа

3.

Модуль 3. Человек неповторимый

Раздел 2

Социальные отношения в обществе

4.

Модуль 1. Мы и наши интересы

5.

Модуль 2. Мы и родители

6.

Модуль 3. Мы и наше окружение

Раздел 3

Экономика, труд, деньги, собственность. Защита законом имущества граждан

7.

Модуль 1. Человек в мире вещей

8.

Модуль 2. Человек в мире денег

9.

Модуль 3. Экономика, труд, нравственность

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

5 – 7 класс

(105 часов)

№ п/п

Наименование разделов

Общее количество часов

В том числе

Теория

Практика

5 класс

Раздел 1

Чудо жизни, счастье жизни. Жизнь и здоровье человека под охраной закона

12

8

4

Раздел 2

Мы все — разные. Индивидуальные-всобенности людей. Личные права человека. Равноправие.

12

8

4

Раздел 3

Человек среди людей. Роль социальных норм в поведении человека. Нравственные основы отношений между людьми

11

7

4

 

Всего

35

23

12

6 класс

Раздел 1

Нравственные основы отношений между людьми

11

7

4

Раздел 2

Гражданин России. Права и обязанности граждан

12

8

4

Раздел 3

Мой город, улицы, дома и школа

12

8

4

 

Всего

35

23

12

7 класс

Раздел 1

Жизнь и здоровье человека под охраной закона

12

8

4

Раздел 2

Социальные отношения в обществе

12

8

4

Раздел 3

Экономика, труд, деньги, собственность. Защита законом имущества граждан

11

7

4

 

Всего

35

23

12

ВСЕГО (5 – 7 класс)

105

69

36

 

Учебно-тематический план

5 класс  (35часов)

п/п

Наименование

разделов и тем

Общее количество часов

В том числе

Теория

Практика

Раздел 1

Чудо жизни, счастье жизни. Жизнь и здоровье человека под охраной закона

12

8

4

1.

Модуль 1. Чудо жизни на Земле

4

3

1

2.

Модуль 2. Естественное право человека на жизнь

5

3

2

3.

Модуль 3. Война против человека и человечности

3

2

1

Раздел 2

Мы все — разные. Индивидуальные-особенности людей. Личные права человека. Равноправие.

12

8

4

4.

Модуль 1. Человек неповторимый

4

3

1

5.

Модуль 2. Национальные корни человека

5

3

2

6.

Модуль 3. Вера и свобода совести

3

2

1

Раздел 3

Человек среди людей. Роль социальных норм в поведении человека.

11

7

4

7.

Модуль 1. Человек среди людей

4

3

1

8.

Модуль 2. Опасность агрессивности в отношениях между людьми

4

2

2

9.

Модуль 3. Роль социальных норм в жизни человека

3

2

1

ИТОГО

35

23

12

 

Учебно-тематический план

6 класс  (35часов)

п/п

Наименование

разделов и тем

Общее количество часов

В том числе

Теория

Практика

Раздел 1

Нравственные основы отношений между людьми

12

8

4

1.

Модуль 1. Я и моя семья

4

3

1

2.

Модуль 2. Я и мое поколение

5

3

2

3.

Модуль 3. Я и моя страна

3

2

1

Раздел 2

Гражданин России. Права и обязанности граждан

12

8

4

4.

Модуль 1. Отечество мое

4

3

1

5.

Модуль 2. Гражданин России

5

3

2

6.

Модуль 3. Права и обязанности граждан России

3

2

1

Раздел 3

Мой город, улицы, дома и школа

11

7

4

7.

Модуль 1. Мой город сквозь призму времени

4

3

1

8.

Модуль 2. Дом, в котором мы живем

4

2

2

9.

Модуль 3. Наша школа

3

2

1

ИТОГО

35

23

12

 

Учебно-тематический план

7 класс  (35часов)

п/п

Наименование

разделов и тем

Общее количество часов

В том числе

Теория

Практика

Раздел 1

Жизнь и здоровье человека под охраной закона

12

8

4

1.

Модуль 1. Война против человека и человечности

4

3

1

2.

Модуль 2. Человек в природа

5

3

2

3.

Модуль 3. Человек неповторимый

3

2

1

Раздел 2

Социальные отношения в обществе

12

8

4

4.

Модуль 1. Мы и наши интересы

4

3

1

5.

Модуль 2. Мы и родители

5

3

2

6.

Модуль 3. Мы и наше окружение

3

2

1

Раздел 3

Экономика, труд, деньги, собственность. Защита законом имущества граждан

11

7

4

7.

Модуль 1. Человек в мире вещей

4

3

1

8.

Модуль 2. Человек в мире денег

4

2

2

9.

Модуль 3. Экономика, труд, нравственность

3

2

1

ИТОГО

35

23

12

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОГРАММЫ:

Критерии оценки

Содержание критерия

Достижение

обучающимися личностных

результатов

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностносмысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуальноличностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности 

Достижение обучающимися

метапредметных

результатов

Освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями

Достижение обучающимися

предметных

результатов

Освоенный обучающимися в ходе

изучения учебного предмета опыт

специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира

Показатели могут быть разработаны образовательным учреждением на основе планируемых результатов (в том числе для междисциплинарных программ) и в соответствии со спецификой основной образовательной программы образовательного учреждения.

Они отражают динамику образовательных достижений обучающихся, в том числе формирования УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), а также активность и результативность их участия во внеурочной деятельности, образовательных, творческих и социальных, в том числе разновозрастных, проектах, школьном самоуправлении, волонтёрском движении.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПУБЛИЧНОЙ ЗАЩИТЫ ПРОГРАММЫ:

При оценке качества деятельности педагогических работников могут учитываться востребованность услуг учителя (в том числе внеурочных) учениками и родителями; использование учителями современных педагогических технологий, в том числе ИКТ и здоровье сберегающих; участие в методической и научной работе, распространение передового педагогического опыта; повышение уровня профессионального мастерства; работа учителя по формированию и сопровождению индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, руководству их проектной деятельностью; взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса и др.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Интернет- ресурсы

1.    nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2015/01/06

2.    http://www.orkce.org/node/53

3.    http://www.nauka-slovo.ru/node/240

 

Материально-техническое обеспечение

 

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

 

Мультемидийная установка

1

 

 

Космпьютер

1

 

Наглядные материалы в виде презентаций

20

 


 

© 2024. Логопед-дефектолог Елена Платонова